Переплаты и иные нарушения

Зубакин 2
Мы продолжаем публикации о нарушениях бюджетного законодательства (начало смотрите в № 6/2008 стр. 6). Переплаты и иные нарушения не относятся к нецелевому использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Почему — мы рассмотрим в данной статье.

С.И. Зубакин,
начальник Управления финансового контроля и надзора в отраслях экономики, государственных органах и внебюджетных фондах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора


В настоящее время к нецелевому использованию средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в связи с наличием соответствующих разъяснений Минфина РФ сотрудники Росфиннадзора не могут относить переплаты и иные расходы, вследствие которых нанесен ущерб государству, бюджетной организации.
 

По мнению Росфиннадзора, переплаты и иные расходы бюджетной организации, вследствие которых нанесен ущерб государству, ни в коем случае нельзя считать целевыми расходами. А если эти расходы не являются целевыми, то почему их следует выделять отдельно от нецелевого использования бюджетных средств и не применять те меры, которые предусмотрены в случаях нецелевого использования? Этот вопрос, конечно же, является актуальным и одновременно дискуссионным. Поэтому в его развитие можно поставить еще несколько соподчиненных вопросов. Разве переплаты, перерасходы наносят меньший вред бюджетной системе, чем несанкционированное перераспределение средств по кодам бюджетной классификации, что является фактом  простого нарушения финансовой дисциплины? Почему при выявлении фактов нецелевого использования средств, когда отсутствует непосредственный материальный ущерб, применяются довольно-таки жесткие санкции, вплоть до уголовного наказания, а в случаях неправомерных выплат и переплат, сопровождающихся непосредственным материальным ущербом, меры воздействия на нарушителей Бюджетным кодексом РФ не предусмотрены?

Ранее, до 2006 года, в случаях нецелевого использования средств применялась единственная мера принуждения — блокировка расходов в виде сокращения лимитов бюджетных обязательств для получателя бюджетных средств. Совершенно логично, что в случаях различного рода переплат и перерасходов, сопровождающихся ущербом, нельзя было применять сокращение лимитов бюджетных обязательств для бюджетной организации, предусмотренное  при нецелевом использовании средств. Правильнее было применять меры по возмещению ущерба за счет взыскания средств с тех юридических или физических лиц, которые их получили неправомерно, либо с лиц, виновных в переплате, а не сокращать объем имеющихся в бюджетном учреждении средств на сумму нанесенного бюджетному учреждению ущерба.

Сейчас же в Бюджетном кодексе РФ содержится норма, предусматривающая бесспорное взыскание сумм, использованных не по целевому назначению. При ее реализации в отношении переплат и перерасходов, сопровождающихся ущербом (в случае отнесения нарушений этого типа к нецелевому использованию средств), Росфиннадзор получил бы мощный рычаг воздействия на нарушителей, предусматривающий применение штрафных санкций, привлечение нарушителей к уголовной ответственности через правоохранительные органы и судебную систему, и, что не менее важно, возможность возмещения ущерба путем взыскания (бесспорное списание) с юридических и физических лиц, к которым средства попали неправомерно, или с виновных лиц.

Пока же механизм бесспорного взыскания только прорабатывается, и при этом не предусматривается его распространение на случаи переплат и перерасходов, поэтому Росфиннадзор в случаях выявления переплат и перерасходов, сопровождающихся нанесением ущерба, вынужден применять только те меры, которые предусмотрены действующим  законодательством:

  • вынесение представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • направление руководителю организации, допустившей переплату или иное расходование бюджетных средств, вследствие которого нанесен материальный ущерб организации, предписания о возмещении средств путем взыскания с лиц, получивших средства неправомерно или с виновных лиц;
  • при невыполнении в срок законного предписания — привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • направление материалов проверок в правоохранительные органы в случаях наличия признаков уголовно наказуемых деяний и (или) при непринятии мер по возмещению  ущерба;
  • направление представления и (или) материалов проверок в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, уполномоченные на принятие мер принуждения;
  • направление представления либо информации о выявленном нарушении главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств.
К сожалению, эти меры опосредованные, не имеют прямого действия и поэтому зачастую неэффективны, не приносят конкретного результата.

Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджетный учет"


Реклама