Инструкция для главного бухгалтера

Губайдулина
В журнале не раз освещался вопрос проведения проверок органами Росфиннадзора*. В данной статье мы остановимся на проверках отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на примере структурного подразделения Департамента финансов города Москвы — Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа города Москвы (далее — ФКУ Зеленоградского АО
).

М.Р. Губайдуллина, 
специалист контрольно-ревизионного отдела
 финансово-казначейского Управления
 Зеленоградского административного округа
Департамента финансов города Москвы


Правовую основу проверок, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, а также другие нормативно-правовые акты РФ и города Москвы. Однако до сих пор на уровне города Москвы отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий проведение проверок и ревизий на уровне субъекта РФ. Нет законодательного документа, который бы четко определял понятие ревизии и проверки, их цели и задачи, порядок и методы проведения, способ оформления результатов, права, обязанности и функции контролирующих органов. Не имея обязательных, законом установленных правил, контролирующие органы исполнительной власти города Москвы регламентируют свои действия ведомственными документами, что затрудняет работу не только ревизоров, но и бухгалтерских служб. 

Так, действия ревизионной службы Департамента финансов города Москвы регулируются постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 604-ПП «Об утверждении положения о Департаменте финансов города Москвы», положением «О контрольно-ревизионном отделе», а также должностными инструкциями специалистов КРО.

Целью проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является контроль за соблюдением бюджетного законодательства, установление эффективности и целевого использования бюджетных средств и имущества. Объектом такой ревизии являются все государственные и муниципальные бюджетные учреждения, получающие, перечисляющие и использующие средства из бюджета субъекта, либо использующие собственность субъекта, а также организации и учреждения, имеющие определенные законодательством или органами государственной власти льготы и преимущества.

Итак, на пороге вашего учреждения появился ревизор. Что необходимо знать главному бухгалтеру в первую очередь? Первое, что необходимо проверить, — законность проводимой проверки, тем более что в последнее время участились случаи мошенничества и злоупотребления. Основанием проведения проверки является выписанное контролирующим ведомством удостоверение (приказ, распоряжение) на право проведения проверки, которое содержит информацию о наименовании контролирующего органа и проверяемого объекта, предмет и период проверки, дату проведения, а также лицо, уполномоченное провести проверку. Кроме удостоверения работник контрольно-ревизионного органа также должен иметь служебное удостоверение, данные которого необходимо сверить с данными, указанными в удостоверении на проверку. Таким образом, работник ревизионной службы не имеет права проводить проверку только лишь на основании своего служебного удостоверения, так как проводить ревизии и проверки может только орган, к компетенции которого относится данная контрольная функция. И еще один немаловажный документ, с которым необходимо ознакомиться главному бухгалтеру, — программа проведения проверки, где указан исчерпывающий перечень вопросов, интересующих ревизора. Теперь, когда у бухгалтера не осталось сомнений в законности проводимого мероприятия, необходимо создать надлежащие условия для проведения проверки и обеспечить ревизора необходимыми документами, перечень которых уже становится ясен при изучении программ.

  Полную версию материала можно прочитать в августовском номере журнала "Бюджетный учет"


Реклама