Новый порядок возврата бюджетных ссуд

Гарнов И. Ю.
В реформировании бюджетной системы страны 2008 год стал очередной вехой. Перед участниками бюджетного процесса, в частности, ставится задача окончательной реализации таких важных принципов функционирования новой системы бюджетного учета, как эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств и ориентация их использования  на конечные результаты деятельности. Для достижения указанных выше целей возникла настоятельная необходимость корректировки структуры и ряда требований Бюджетного кодекса.

И.Ю. Гарнов, 
руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО «А.И.Аудит-Сервис»


Основные корректировки положений Бюджетного кодекса были внесены законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.

Не обошла проводимая реформа стороной и порядок отражения в бюджетном учете учреждений операций по выдаче ссуд как своим работникам, так и другим гражданам и погашению ими ссуд, особенно за счет внебюджетных средств. Основной причиной изменения указанного порядка является исключение с 1 января 2008 года из статьи 161 Бюджетного кодекса положения о самостоятельности учреждения в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности. Теперь учреждение обязано согласовывать свои сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, а полученные учреждением коммерческие доходы и иные поступления от приносящей доход деятельности (к которым теперь относятся и поступления от возврата выданных в прошлые годы ссуд) становятся полноценными неналоговыми доходами соответствующего бюджета.

Новый порядок учета операций по возврату выданных учреждением ссуд регламентирован совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22 апреля 2008 г. № 02-14-10а/1172, 42-7.1-15/5.1-179 (далее — Совместное письмо), в котором определены общие принципы отнесения данных платежей на соответствующие статьи бюджетной классификации, а также реквизиты платежных документов по перечислению возвращенных бюджетных ссуд в доход бюджета.

Кроме того, письмом Минфина России от 4 июня 2008 г. № 02-14-07/1625 определен порядок отражения операций по возврату бюджетных ссуд, выданных в прошлые годы из федерального бюджета и внесенных наличными в кассу учреждения, в бюджетном учете учреждения.

Одновременно прекращает действие ранее применявшийся в соответствии с пунктом 2 письма Минфина России от 7 октября 2005 г. № 02-14-11/2741 порядок учета указанных операций. Что же изменилось в порядке отражения в бюджетном учете операций по выдаче учреждениями за счет бюджетной или внебюджетной деятельности ссуд гражданам и их возврату?

В части операций с бюджетными ссуда­ми и кредитами изменения коснулись счетов, используемых учреждением в органе Федерального казначейства, а также применяемых кодов бюджетной классификации.

Полную версию материала можно прочитать в августовском номере журнала "Бюджетный учет"


Реклама