Практические вопросы контроля заработной платы и отпускных

На страницах журнала мы постоянно уделяем внимание вопросам этой и связанным с ней темам[1].

Зарплата за первую половину месяца

Тема выплаты зарплаты за первую половину месяца (далее — аванс) по-прежнему актуальна.

Зарплату следует выплачивать не позднее 15-го числа после окончания периода, за который она начислена. Крайний срок выдачи аванса — 30-е или 31-е число текущего месяца (ст. 136 ТК РФ, письмо Минтруда России от 12 марта 2019 г. № 14-2/ООГ-1663).

Между зарплатой и авансом должно пройти не больше 15 дней. Например, если аванс 20-го числа, то зарплату нужно выдать 5-го числа следующего месяца. Если аванс 25-го, то зарплата — не позднее 10-го.

Если интервал между авансом и зарплатой больше 15 дней, то Государственная инспекция труда (ГИТ) может оштрафовать работодателя в соответствии со статьей 5.27 КоАП России. Как показывает опыт регионов, этот вопрос проверяют и органы прокуратуры.

В документах следует избегать общих формулировок: «заработная плата выплачивается не позднее 10-го и 25-го числа каждого месяца». Необходимо четко прописать, что, например, 25-го числа выплачивается зарплата за первую половину месяца, а 10-го числа — за вторую.

Однако требование выдавать зарплату не реже чем каждые полмесяца работодатель может выполнить не всегда. Так, если сотрудника приняли на работу с 1-го по 15-е число, первые выплаты (аванс) он получит в конце месяца. Поэтому в Правилах трудового распорядка или положении об оплате труда следует прописать специальный порядок оплаты труда за первый месяц работы для новых сотрудников: «Если сотрудник принят до 15-го числа календарного месяца, то за первый месяц выдача заработной платы за фактически отработанное время в первой половине месяца производится дважды: 15-го числа вместе с оплатой труда других сотрудников за вторую половину прошлого месяца и 30-го числа текущего месяца».

Для новых сотрудников можно установить промежуточный аванс, тем самым обезопасить учреждение от возможных претензий проверяющих.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама