Управление бюджетным учреждением

Руководство бюджетным учреждением — достаточно сложный процесс, ведь важно учитывать изменения законодательства, отчитываться в отношении целевого использования денежных средств, осуществлять платные виды деятельности, а также применять нововведения, которые ежегодно принимаются для бюджетников, — например, электронный документооборот.

Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета

Общие положения

Управление бюджетным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством, а также уставом учреждения. Например, можно осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом.

Большинство решений в деятельности учреждения принимаются его руководителем, который также несет субсидиарную ответственность. К его полномочиям относятся вопросы осуществления текущего руководства и контроля деятельности бюджетного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или уставом к компетенции учредителя или коллегиальных органов управления.

Пунктом 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 537 (далее — Положение № 537), установлено, что функции и полномочия учредителя осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение. Перечень его компетенций приведен в пункте 3 Положения № 537:

  • создание, реорганизация, изменение типа и ликвидация бюджетного учреждения;
  • утверждение устава учреждения, а также вносимых в него изменений;
  • назначение (утверждение) руководителя учреждения и прекращение его полномочий;
  • заключение и прекращение трудового договора с руководителем учреждения;
  • формирование и утверждение муниципального задания учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными к его основной деятельности;
  • определение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее — особо ценное движимое имущество);
  • предварительное согласование совершения учреждением крупных сделок;
  • принятие решения об одобрении сделок с участием бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, связанная с конфликтом интересов;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов бюджетного учреждения, открытии или закрытии его представительств;
  • установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в пределах установленного муниципального задания;
  • определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества;
  • согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом;
  • согласование распоряжения недвижимым имуществом бюджетного учреждения, в том числе передачи его в аренду;
  • согласование бюджетному учреждению передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества;
  • согласование внесения учреждением денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;
  • осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания и контроля за его выполнением;
  • определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
  • определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом;
  • осуществление контроля за деятельностью бюджетного учреждения в соответствии с законодательством;
  • осуществление иных функций и полномочий учредителя, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента России или Правительства России.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама