XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Централизация требует взаимодействия

21 декабря Управление Федерального казначейства по г. Москве провело расширенное заседание коллегии, посвященное вопросам исполнения переданных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

DSC03326.jpg

Особенностью коллегии стало то, что помимо представителей федеральных органов исполнительной власти и клиентов управления на мероприятии присутствовали и иные участники проекта централизации учета — прежде всего социальный блок правительства Москвы, аудиторы столичной Контрольно-счетной палаты, а также сотрудники ФКУ «ЦОКР».

Как рассказал врио руководителя УФК по г. Москве А. И. Лукашов, управление занимается вопросами централизации учета с 2019 года: тогда оно начинало с обслуживания четырех территориальных органов, к концу 2022 года в его ведении — 27 субъектов централизованного учета. Последним в сентябре на обслуживание был принят вновь созданный территориальный орган Пробирной палаты России — Межрегиональное управление лабораторных исследований и геммологической экспертизы. «По нашим оценкам, уже с 2021 года эта функция стала для нас не проектной, а процессной — то есть вся деятельность ведется в штатном режиме. Стараемся сделать так, чтобы наша работа была максимально незаметной, ведь изначальная задача централизации учета — освободить органы власти от рутинных функций, сосредоточив их в одном месте», — рассказал руководитель управления.

Заместитель руководителя Федерального казначейства А. В. Дубовик отметил высокие результаты деятельности УФК по г. Москве. «Это один из ведущих территориальных органов Казначейства — как в силу географии, так и учитывая клиентов, которые обслуживаются в управлении. Концентрация территориальных органов федеральных органов власти и особенности операций придают этой работе серьезную специфику: ее качество и своевременность выходят на первый план. При этом важно помнить, что бухгалтерский учет служит информационной базой для принятия последующих управленческих решений», — подчеркнул Дубовик.

О ключевых направлениях деятельности блока централизованной бухгалтерии УФК по г. Москве рассказала начальник отдела по централизованному начислению заработной платы и иных выплат И. А. Карпухина. В частности, она отметила положительные результаты перехода на централизованное ведение учета. «Органы власти больше внимания могут уделять профильным вопросам. Все данные об основных экономических показателях, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, об обязательствах организаций теперь сосредоточены в руках бухгалтеров-казначеев. А поскольку каждый руководитель должен владеть полной информацией о состоянии дел в своей организации, одним из ключевых направлений работы централизованной бухгалтерии в 2022 году стал анализ финансово-хозяйственной деятельности субъектов централизованного учета», — сказала Карпухина.

Участникам коллегии были представлены итоги соответствующей работы за первое полугодие 2022 года. Анализ ФХД был комплексным, проводился по широкому набору показателей — но исключительно на основе данных бюджетного учета и информационных систем. Непосредственными источниками сведений были оборотно-сальдовые ведомости, инвентарные карточки учета нефинансовых активов, а также некоторые формы бюджетной отчетности. Среди выявленных недостатков работы субъектов централизованного учета — наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие расходов на оплату пени и штрафов, и задолженностей по исполнительным документам, отдельные факты приостановки операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с нарушением процедуры исполнения судебных актов, а также низкий уровень контрактации исполнения федерального бюджета у некоторых субъектов. Как пообещал Лукашов, по итогам 2022 года в целом будет проведен аналогичный анализ.

При том что УФК по Москве осуществляет централизованные полномочия по ведению учета и составлению отчетности, многие сопутствующие вопросы остаются на стороне клиентов. В связи с этим начальник отдела централизованной бухгалтерии № 2 УФК по г. Москве А. А. Литвиненко остановилась на ключевых вопросах взаимодействия управления с субъектами централизованного учета. В частности, она отметила, что перед централизованной бухгалтерией поставлена задача свести к минимуму количество отказанных заявок на кассовый расход. В 2022 году значительный объем таких отказов был связан с недостаточностью предельных объемов финансирования расходов. Полномочие по планированию расходов остается у субъектов централизованного учета, и именно они должны обеспечивать соответствующий контроль, подчеркнула представитель УФК.

Еще одним важным направлением взаимодействия централизованной бухгалтерии с клиентами является проведение управлением ежемесячной сверки выданных и не исполненных авансов в рамках заключенных контрактов — по данным бюджетного учета с данными показателей по учету денежных обязательств, отраженных на лицевых счетах получателей средств бюджета (на проблему расхождения этих данных обращало внимание в том числе Федеральное казначейство). Как отметила Литвиненко, результат работы есть: количество контрактов и субъектов централизованного учета, по которым выявлены расхождения, постепенно сокращается.

Начальник отдела внутреннего контроля и аудита УФК по г. Москве Н. А. Ракитина напомнила: в начале 2023 года субъектам централизованного учета предстоит уже во второй раз провести внутренний финансовый аудит, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности за 2022 год и ее соответствия бюджетной методологии. Отталкиваясь от уже имеющегося у управления опыта, Ракитина рассмотрела основные положения федеральных стандартов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита, а также остановилась на некоторых организационных вопросах взаимодействия УФК по г. Москве с субъектами централизованного учета в этой части.

Своим видением взаимодействия с УФК по г. Москве поделились и представители самих субъектов централизованного учета. Так, руководитель управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Д. В. Соколушин отметил качество аналитической работы управления и рассказал об устранении недостатков, выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности территориального органа. Руководитель территориального управления Росимущества по г. Москве А. П. Колегов также рассказал об использовании в практической работе результатов анализа ФХД, проведенного казначеями, и об основных задачах на 2023 год (среди них — устранение расхождений данных в бюджетном учете и расширение электронного взаимодействия с УФК).

Подводя итог состоявшегося обсуждения, А. В. Дубовик отдельно остановился на срочных задачах реализации Указа Президента России от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», связанных с изменениями штатных расписаний органов власти и индексацией заработных плат госслужащих. Несмотря на все сложности — которые возникают в том числе из-за технических проблем в Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ, — процесс индексации предстоит завершить до 1 февраля 2023 года.

Также Дубовик подчеркнул важность качественной подготовки годового бухгалтерского отчета субъектами централизованного учета. «Казначейство, безусловно, отвечает за цифры, за содержательную часть отчета. Однако факторный анализ — описание функциональной деятельности того или иного территориального органа — остается на нем. Централизованная бухгалтерия не сможет вместо организации рассказать, что происходило в ее жизни, почему не исполнились доходы или расходы», — отметил заместитель руководителя Казначейства России.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама