Китай: опыт формирования бюджета с учетом экономических традиций

Реформа бюджетного законодательства входит в тот набор изменений, который помог Китаю занять на мировой арене то место, на котором он сейчас находится. Исследования его бюджетных практик интересны не только сами по себе — они имеют большую практическую пользу: у лучших нужно учиться, в том числе и на их ошибках.

Н. М. Гусева, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик-эксперт

Д. М. Постников, бакалавр НИУ ВШЭ

Китайское бюджетное законодательство интересно своей непохожестью на подобные системы европейских стран.

Во-первых, сам бюджетный закон выполнен очень лаконично и раскрывает только малую часть работы всей бюджетной системы. Большинство регуляций в области бюджетирования содержится в подзаконных актах или в приказах вышестоящих органов нижним.

Во-вторых, бюджетная система устроена согласно социалистической повестке дня: в законе прописана необходимость быть трудолюбивыми и экономными.

Подобная идеология внутри законов необычна для европейского человека, привыкшего, что никакой образ мышления не может быть закреплен законодательно. Тем не менее, несмотря на теоретическую необычность законодательства, практика показывает, что система прекрасно работает (если считать критерием эффективности темпы роста экономики в последние десятилетия).

Говоря о закрытости Китая от посторонних глаз, следует признать, что страна действительно долгие годы держала большую часть информации о бюджетах, расходах, долге и других экономических показателях в секрете, а узнать, на что муниципальное образование выделяет деньги или как формируется бюджет провинции, было невозможно. Но времена меняются, и Китай все больше открывается как для внешнего мира, так и для собственных граждан в сфере государственной политики.

Китай позволяет исследовать свой опыт зарубежным ученым и даже поощряет критику с их стороны.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Купить статью в Elibrary.ru


Реклама