XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года

Земельный налог

Одним из имущественных налогов является земельный налог. Он относится к местным налогам и занимает значительную долю в формировании доходов муниципальных бюджетов.

А. Р. Арсеньева, консультант

Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные на территории муниципальных образований, а также городов федерального значения, федеральной территории «Сириус», где введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Участки, не признаваемые объектом налогообложения, поименованы в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса.

Согласно статье 388 Налогового кодекса, учреждения признаются плательщиками земельного налога, если за ними закреплено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Обязанность уплачивать налог возникает с момента внесения записи о регистрации в ЕГРН и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (письма Минфина России от 15 марта 2021 г. № 03-05-06-02/18102, от 19 февраля 2020 г. № 03-05-05-02/11622, п. 1 постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. № 54).

Из указанной нормы следует, что учреждения не являются плательщиками налога в отношении участков, находящихся у них в оперативном управлении или в аренде.

Учреждения самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ). Земельный налог рассчитывается по формуле:

НЗ = НБ × НС

где:

НЗ — сумма земельного налога;

НБ — налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка);

НС — налоговая ставка.

Ставка

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус». Их размеры не могут превышать максимальных ставок, установленных Налоговым кодексом, — 0,3 и 1,5 процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).

В число объектов, в отношении которых предусмотрен максимальный размер ставки 0,3 процента, входят земельные участки, отнесенные и используемые для сельскохозяйственного производства.

ФНС России в письме от 4 апреля 2024 г. № БС-4-21/3917@ отметила, что ставка земельного налога в размере 0,3 процента по своей сути является льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель. Наличие оснований для ее применения обосновывает плательщик. К полномочиям налоговых органов не относится самостоятельное определение (изменение) вида разрешенного использования налогооблагаемых земельных участков, не соответствующее сведениям ЕГРН.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ к журналу


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама