На службе государевой — русские экономисты и математики

Обращение к достоверной истории экономической мысли России — один из путей повышения уровня экономических знаний, интеллектуального кругозора. Успешное же проведение современных экономических реформ в России непосредственно связано с переосмыслением исторического опыта не только мировой, но и отечественной экономической науки, ибо российская экономическая мысль составляет существенную часть сокровищницы современной экономической науки[1].

Российская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (IX в.). Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей и их нравственными понятиями. Первая в истории кодекса законов Российского государства «Русская правда» защищает формирующееся феодальное землевладение и закрепляет сложившуюся социальную дифференциацию. В интересах князя она охраняет купцов от произвола ростовщиков, а кредиторов — от растратчиков денег, взятых в долг.

Образование всероссийского рынка и возникновение мануфактур не могли не вызвать пробуждения экономической мысли в России XVII века. В отличие от западноевропейских меркантилистов первые русские теоретики экономики не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами.

Они выступали за развитие торговли внутри страны, а внешнюю торговлю рассматривали преимущественно как орудие развития промышленности и сельского хозяйства, но без образованных специалистов невозможно было дальнейшее развитие России.

Приступив к грандиозным преобразованиям государства Российского, Петр I столкнулся с одним из самых существенных препятствий — отсутствием профессионально подготовленных и просто грамотных людей, которые могли бы воплотить его планы в жизнь. Поэтому одним из самых кардинальных направлений своей деятельности он, во многом поразительно прозорливо, избрал спешную подготовку разнообразных специалистов для регулярной армии, строящегося флота, открывающихся заводов, реформируемого, а во многом создающегося заново государственного аппарата.

Так как не сохранилось никаких надежных свидетельств о более ранних этапах развития отечественного математического образования, именно с этого момента подобает вести отсчет истории математического образования в России.

Сначала Петр попытался использовать образовательный потенциал развитых стран Европы. Но из этого мало что получилось: отправляемые им за границу дворянские дети чаще всего не хотели учиться, а книги на голландском языке не нашли в России своего потребителя. Поэтому он решил создавать собственную образовательную систему. При его прямом участии в России организованы первые светские государственные школы, причем преподавание во всех этих школах носило ярко выраженную математическую специализацию. Из всех неисчерпаемых ресурсов России — людских, территориальных, материальных, природных, военных — он сделал приоритетным ресурс образовательный, так как только он мог стать и стал импульсом для эффективного введения в действие всех остальных ресурсов.

Княгиня Ольга Мудрая

Княгиня Ольга, в крещении — Елена (ок. 920–969 гг.)[2] — первая правительница Руси.

Княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. Она со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань).

Княгиня Ольга провела первую налоговую реформу на Руси. Это был комплекс мер, проведенных после подавления древлянского восстания, целью которого было предотвращение злоупотреблений во время сбора дани, определение ее объемов и сроков уплаты.

Фактически Ольга объезжала подвластные земли и вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Также на местах назначались люди, ответственные за сбор дани и транспортировку ее в столицу, — тиуны. Со временем погосты становились местом торга, привлекали ремесленников и других постоянных жителей.

Княгиня Ольга понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной Рюриковичам территории. Она приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов.

Закладывание основ налоговой инфраструктуры не только упрощало и систематизировало сбор дани, но и выполняло связующую функцию между обширными территориями, которые контролировали Рюриковичи. Регламентированный объем и сроки выплаты дани позволяли проще прогнозировать прибыль князю и снижали нагрузку на облагаемые данью племена.

Афанасий Лаврентьевич Ордин­Нащокин

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680) — экономист, государственный канцлер, дипломат.

С 15 лет он был записал в полк на государеву службу. Образованный, начитанный, владевший несколькими языками, обходительный А. Л. Ордин-Нащокин сделал карьеру благодаря собственному таланту и трудолюбию. В 1667 году он добился подписания Андрусовского перемирия[3]. Перемирие с Польшей сулило России немало выгод и сразу выдвинуло Афанасия Лаврентьевича в число передовых деятелей при дворе царя Алексея Михайловича.

Глава Посольского приказа при Алексее Михайловиче с титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть государственный канцлер. А. Л. Ордин-Нащокин участвовал в определении новой русско-шведской границы, в налаживании связей со странами Средней Азии и Китаем. Был инициатором создания русского флота, купеческих союзов, первого русского банка в Пскове — «земской избы». Предложил ввести медные деньги, что закончилось "медным бунтом«[4], — эти начинания прижились намного позже. Принимал участие в организации металлургических, кожевенных, бумажных и стекольных мануфактур, участвовал в составлении Новоторгового и Таможенного уставов, определявших правила торговли, уплаты пошлин, таможенные правила. Считается основателем почты России.

Считают, что А. Л. Ордин-Нащокина был предтечей Петра Великого в деле реформаторства. Несмотря на то, что многие из реформ А. Л. Ордин-Нащокина так и остались на бумаге, а другие не были реализованы до конца, его идеи и ценности оказались востребованы. Спустя два десятилетия после его кончины Петр I положил их в основу своей преобразовательной программы России.

Иван Тихонович Посошков

Иван Тихонович Посошков (1652–1726) — первый русский экономист-теоретик, мыслитель, публицист, предприниматель и изобретатель.

Родился в семье ремесленника, занимался ремеслами, стал купцом. В последующие годы И. Т. Посошков много работает, успевает сделаться состоятельным человеком, однако высокого места среди петровских сподвижников он так и не получил.

Вместе с братом владел водочным заводом, затем получил в Москве заказ на изготовление в подарок царю модели станка для чеканки денег. Безуспешно пытался получить от властей на откуп изготовление медных денег и выпуск игральных карт.

И. Т. Посошков был одним из главных идеологов петровских реформ, и многие его идеи и разработки были реализованы на практике. Его интересы были достаточно разнообразны и включали вопросы морали, военное дело, денежное обращение. Но наибольший вклад он внес как ученый-экономист и практик. Он был одним из первых, кто подробно и строго на научной основе рассмотрел национальное богатство как важную категорию экономики, права, социологии.

Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве», являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И. Т. Посошкова выдающимся экономистом, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, остающиеся актуальными и в современном обществе.

Книга «О скудости и богатстве» не имеет узко экономического характера. Это целая программа переустройства русского государства, включающая и такие мероприятия, которые не получили осуществления и до настоящего времени. Не сводя богатство к деньгам, И. Т. Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Вещественным богатством он полагал совокупное богатство государства и народа. К нему он относил развитую промышленность, ремесленные мастерские, рудники и произведенные ими «материальные товары», а также освоенные сельскохозяйственные земли и природные ресурсы. Он призывал беречь, не тратить попусту полезные ископаемые, сохранять леса и реки с их животным и растительным миром. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом. Под невещественным — «истинную правду», т. е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.

Леонтий Филиппович Магницкий

Леонтий Филиппович Магницкий (Телешов) (1669–1739) — русский математик, педагог, преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук, руководитель навигацкой школы, автор «Арифметики Магницкого» — первого учебника математики в России.

В 1685–1694 гг. учился в Славяно-греко-латинской академии. Так как математика там не преподавалась, то, по-видимому, свои математические познания он приобрел путем самостоятельного изучения.

Знания Л. Ф. Магницкого в области математики удивляли многих. При встрече он произвел на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Петр I «жаловал» ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и само образованными способностями своими обратил внимание на себя».

Еще в молодости Петр I с охотой изучал математику и овладел ею в объеме, которого хватило бы, чтобы быть квалифицированным инженером, архитектором и навигатором. Практическое значение математики ему было ясно, и в первых школах, которые он организовал, математика стала одним из главных предметов. Математике придавалось большое значение, что зафиксировано в названиях учебных заведений. Первой была основана Математико-навигацкая школа[5].

В 1701 году Л. Ф. Магницкий был назначен преподавателем Навигацкой школы.

В 1703 году Леонтий Филиппович составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

В 1704 году Л. Ф. Магницкому царским указом было пожаловано дворянство. В московской Навигацкой школе стали учить арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Л. Ф. Магницкий получил должность старшего учителя школы и руководил ее учебной частью до последних дней своей жизни.

(Генри) Андрей Данилович Фарварсон

(Генри) Андрей Данилович Фарварсон (1675–1739) — шотландский профессор, математик, астроном, организатор первой Навигацкой школы в России.

Генри Фарварсон происходил из Милтон-оф-Уайтхаус близ городка Баллатер (англ.) на западе Абердиншира.

В 1691–1695 годах учился в Колледже Маришаля, впоследствии вошедшем в состав Абердинского университета. По окончании колледжа работал в нем в качестве Лидделловского тьютора по математике.

В 1698 году рекомендован царю Петру I, находившемуся в Англии, и приглашен им на русскую государственную службу.

Главой в Навигацкой школе был А. Д. Фарварсон, его помощником — Л. Ф. Магницкий. В качестве основателя математико-навигацкой школы Андрей Данилович Фарварсон развил энергичную деятельность: он участвовал в разработке системы обучения, ввел в нее арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, астрономию и мореходное дело, сам преподавал их, а также писал учебники.

В 1716 году его перевели профессором в Петербургскую Морскую академию. Многие русские моряки были его воспитанниками. В 1737 году по представлению Адмиралтейств-коллегии А. Д. Фарварсона произвели в бригадиры (чин, промежуточный между полковником и генерал-майором). В 1703 году вместе с Магницким он опубликовал «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов и секансов». Они также подготовили русское издание голландских «Таблиц северных и южных широт восхождения солнца», содержащие нужные мореплавателям таблицы с пояснениями. Под редакцией А. Д. Фарварсона вышел первый русский печатный теоретический курс геометрии. Он является автором пособия по элементарным номографическим построениям, входившим в курс Морской академии.

В одном из официальных документов 1737 года так отмечается значение деятельности А. Д. Фарварсона для развития русского просвещения: с его помощью «первое обучение математике в России введено и едва ли не все при флоте российские подданные, от высших и до низших, к мореплаванию в навигацких науках обучены».

Михаил Дмитриевич Чулков

Михаил Дмитриевич Чулков (1743–1792) — надворный советник, создал сводный труд по истории экономики и торговли.

Карьера М. Д. Чулкова началась в 1765 году, когда он поступил на придворную службу лакеем, затем стал камер-лакеем и придворным квартирмейстером при наследнике престола — Павле Петровиче.

В 1770 году Чулков поступил на государственную службу, став коллежским регистратором в сенатской канцелярии. Затем он поступил на службу в Коммерц-коллегию, где прослужил до 1779 года и дослужился до чина надворного советника.

Во время службы в Коммерц-коллегии М. Д. Чулков сосредоточил свое внимание на историко-экономической тематике. В качестве секретаря Коммерц-коллегии он имел дело со многими материалами, уже в начале своей государственной службы он задумал написать историю торговли России.

Первый вариант труда «Описание о точном состоянии и свойстве российского торга с владения Петра Великого по ныне благополучное время царствования великой императрицы Екатерины II» охватывал период 1720–1760 годов. Рукопись предназначалась не для печати, а для внутреннего пользования в Коммерц-коллегии в качестве справочного материала.

Как выразитель интересов купечества, которое в это время стало в большей степени вкладывать свои капиталы в промышленное развитие, М. Д. Чулков высоко оценивает его общественную роль. Торговля и предпринимательская деятельность купечества — главный фактор экономического прогресса и процветания, первое из важнейших условий стабильности и политической устойчивости в государстве. Данный труд имел практические цели: он должен был удовлетворить потребности купечества, предоставить ему необходимые сведения о торговле.

Основным объектом исследования М. Д. Чулкова были социально-экономические процессы развития России. Эти процессы он рассматривал в исторической последовательности на материале становления законодательства и на основе характеристики экономической политики государства в целом. Для XVIII века замысел Михаила Дмитриевича был не только новаторским, но и чрезвычайно трудным в его реализации. И все-таки М. Д. Чулкову удалось воплотить его. «Историческое описание российской коммерции» дает общую периодизацию истории России, освещает важнейшие политические события с точки зрения их влияния на экономику страны, является наиболее полным.

Николай Семенович Мордвинов

Николай Семенович Мордвинов (1755–1845) — адмирал, государственный деятель, председатель Черноморского адмиралтейского правления, первый в истории России морской министр, председатель Вольного экономического общества.

Н. С. Мордвинов получил домашнее образование, воспитывался в частном пансионе итальянца Вентурини в Санкт-Петербурге. В 1768 году окончил Морской кадетский корпус. Владел английским, итальянским, немецким, французским, латинским и древнегреческим языками. Служил на кораблях Балтийского флота. Вице-президент Адмиралтейств-коллегии.

Привлекался Негласным комитетом к разработке проектов реформ, инициировал подготовку указа императора Александра I в 1801 году о праве купцов, мещан и казенных крестьян покупать ненаселенные земли. С учреждением министерств — первый министр военных морских сил. Один из помощников М. М. Сперанского по составлению плана реформирования финансовой системы России. Член Государственного совета, представитель Департамента государственной экономии. Выступал за разделение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Предлагал формировать Сенат из выборных дворян, главной обязанностью которых было бы бескорыстное общественное служение на благо Отечества.

Н. С. Мордвинова считают самым значительным российским мыслителем-экономистом начала XIX века. Он автор многих служебных записок, в которых выступает за активную промышленную политику, обосновывает необходимость строительства железных дорог, первым в России заводит речь о введении подоходного налога. Частная собственность и законность представлялись ему фундаментом экономического процветания государства. Н. С. Мордвинов выступал за создание промышленности в России, превращение ее в мощную аграрно-индустриальную страну, усиление экономической роли дворян, применение принудительного труда крепостных в промышленности. Вся его обширная экономическая программа, по существу, означала расчистку пути для развития капитализма в России. Он утверждал, что «без собственности человек нерадив». По его мнению, «гражданское право не получает твердого основания, как с приобретением богатства, личной свободы и обеспечения личной собственности». Для разрешения возникающих частных споров собственников с государством Н. С. Мордвинов предлагал учредить третейские независимые суды и написал правила их создания.

Н. С. Мордвинов подготовил денежную реформу 1830–1843 годов, теоретически доказал необходимость девальвации российской денежной единицы.

Николай Иванович Лобачевский

Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) — ректор Казанского университета.

Русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Английский математик Уильям Кингдон Клиффорд назвал Н. И. Лобачевского «Коперником геометрии».

В 1811 году, окончив университет, Н. И. Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием и был оставлен при университете. В этом же году Н. И. Лобачевский представляет рассуждение «Теория эллиптического движения небесных тел». В 1813 году — работу «О разрешении алгебраического уравнения». Н. И. Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Императорском Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. Кроме научных занятий Н. И. Лобачевский занимался и педагогической деятельностью — работал со студентами и читал по арифметике и геометрии особые лекции для чиновников, не получивших университетского образования, но желающих получить должности восьмого класса.

В 1819 году в Казань приехал ревизор М. Л. Магницкий, который дал отрицательное заключение о состоянии дел в университете и назначил успешного двадцативосьмилетнего Н. И. Лобачевского, который показал незаурядные организаторские способности, деканом физико-математического факультета. Круг его обязанностей был обширен — чтение лекций по математике, астрономии и физике, комплектация и приведение в порядок библиотеки, музея, физического кабинета, создание обсерватории.

В феврале 1826 года Лобачевский представил свою работу «Сжатое изложение основ геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных» на заседании отделения физико-математических наук Казанского университета. Это открытие, не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления.

Н. И. Лобачевский получил ряд ценных результатов и в других разделах математики. Так, в алгебре он разработал новый метод приближенного решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции. Николай Иванович опубликовал несколько блестящих статей по математическому анализу, алгебре и теории вероятностей, а также по механике, физике и астрономии.

В 1836 году император Николай I наградил Н. И. Лобачевского орденом Святой Анны II степени «за заслуги на службе и в науке», дававшим право на потомственное дворянство.

Продолжение в следующем номере.



[1] Благодарим за предоставленный материал Издательско-полиграфический центр «Финпол».

[2] Здесь и далее указаны годы жизни.

[3] Андрусовское перемирие — соглашение, заключенное в 1667 году между Русским царством и Речью Посполитой и положившее конец военным действиям в русско-польской войне 1654–1667 годов.

[4] Восстание городских низов против повышения налогов и выпуска обесценившихся медных монет, произошедшее в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года.

[5] Навигацкая школа (школа Пушкарского приказа) — математическая школа для дворянских и приказных детей, первое в Русском царстве артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России. Основана в Москве 14 (25) января 1701 года по указу Петра I для подготовки артиллеристов, инженеров, моряков армии и флота.


Реклама