Становление русского бухучета

Русский бухучет


Русским князьям, а потом и захватчикам — татаро-монголам нужно было учитывать население для сбора дани. Поэтому датой рождения на Руси учета как такового можно считать 1246 год, когда татаро-монголы провели перепись населения захваченных южнорусских княжеств. Население учитывалось как единица налогообложения, по данным переписи составлялись «писцовые книги».

Затем в XVI веке появилась потребность в имущественном учете. Он выражался в ведении всевозможных хозяйственных книг. Правда, зачастую они составлялись без какого-либо порядка и понять из них положение дел было очень сложно.

Дальнейшее развитие
В 1654 году создано первое в России специализированное счетное учреждение, прообраз Минфина, — Счетный приказ (Приказ счетных дел). Первоначально перед приказом ставилась сравнительно узкая задача — проверить раздачу полкового жалованья во время войны с Польшей 1653–1654 годов. В дальнейшем в ведении Счетного приказа находились доходы и расходы Российского государства, а также остатки по книгам за многие годы.

Работники счетного приказа считали государственные доходы и расходы по книгам других центральных приказов и земельных учреждений, то есть Счетный приказ в некотором роде выполнял функции казначейства. Туда поступали недоимки прошлых лет и остатки из ассигнованных по разным ведомствам сумм, если они оставались. Также он обращался в другие Приказы с запросами по исполнению ассигновок послам, полковым воеводам; вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходно-расходными книгами.

Местного контроля в то время не существовало, поэтому ревизия и контроль проводились следующим образом. Начальники специальных финансовых органов по окончании срока их службы представляли книги для счета или главному местному начальнику — воеводе, или выборным земским властям. В первом случае воеводы делали обсчет всех сборов за год, определяли, на сколько по сравнению с прошлым годом собрано больше доходов либо сколько и почему их недобрано; составляли по результатам обсчета «счетный список», который затем для окончательного счета и сличения с подлинными книгами отправляли в Счетный приказ. Во втором случае из каждой имущественно-возрастной группы посадских людей выбирались по три или четыре наиболее достойных человека. Этим лицам вместе с земскими старостами поручалось проконтролировать черновые книги сборщиков налогов и на их основании составить «белые книги». Белые книги читались вслух и всенародно обсуждались, в том числе на предмет финансовых сокрытий.

После такой «народной» ревизии на местах финансовые сборщики и книги направлялись в Москву для окончательного отчета.

В 1710 году в период Северной войны, когда при взятии Выборга был пленен шведский бухгалтер (период правления Петра I), в штатное расписание вошло само слово «букгалтер», вытеснив русское «счетчик». Двадцать четвертого января 1722 года была издана «Табель о рангах», где в самой нижней клетке вслед за архивариусом и актуариусом появилась должность «букгалтер при коллегиях».

Нормативная база по моде того периода создавалась просто — переводом западных документов. В основном голландских. Так, например, после строительства верфи в Петербурге был переведен регламент «Об управлении Адмиралтейской верфи» от 5 апреля 1722 года. Он предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. Этот документ оказал влияние на всю систему бухгалтерского учета, ведь в нем впервые появилось правило: бухгалтер учитывает не саму действительность, а то, что об этой действительности указано в первичных документах.
К концу Петровской эпохи насчитывалось всего 11 «букгалтеров».

Спорная бухгалтерия
Появление частных производств повлекло за собой широкое распространение бухучета. В это время издаются новые книги по бухгалтерии, в том числе отечественных авторов. Создаются училища, в которых преподают бухгалтерский учет.

Во время Отечественной войны 1812 года в наполеоновской армии находился французский математик Ж. Понселе. Он оказался в русском плену, где и увидел оригинальный счетный прибор — счеты. После освобождения Понселе прихватил с собой образец и начал активно продвигать счеты во Франции под названием «буйе». Из Франции русские счеты распространились по всему миру. Их попытались экспортировать в Россию, но бизнес не пошел — у нас счеты уже были.

Дальнейшее развитие бухучета России связано с изобретением тройной записи Езерского. Прежде всего Ф.В. Езерский говорил о недостатках двойной бухгалтерии, в которой убыток назван приходом, а прибыль расходом, недостачи записывают по дебету, а излишки по кредиту, для учета собственных средств вводятся «подставные счета», «двойная система замазывает глаза этим дебетом и кредитом и подставными счетами, что сознательно создает возможности для обманов и утаек», — говорил он. Название же его системы было вызвано тремя обстоятельствами:
1) регистрация велась по трем группировочным совокупностям: приход, расход, остаток;
2) регистрами выступают три книги: журнал, книга учетов и отчетная, заменяющая баланс;
3) используются только три счета: касса, ценности, капитал.
Оппоненты Ф.В. Езерского, присмотревшись к этой форме, вскоре заметили, что речь идет не о новой системе учета, а только об одной из новых форм той же двойной бухгалтерии (более подробно об этом читайте в следующем номере).

Чрезвычайный учет
После революции и Гражданской вой­ны (1917–1924) появились молодые бухгалтеры-новаторы. Одной из попыток навести порядок было создание «Чрезучета» (сокращение от «Чрезвычайный учет»). Это учетный орган, образованный в Петрограде в 1920 году. Он занялся составлением глобальной, охватывающей всю столицу картотеки, в которой должны были накапливаться данные обо всех материальных ресурсах Петрограда. Даже при нынешнем уровне автоматизации это кажется малореальным, что уж говорить о том времени. Еще одним нововведением было создание теории научной организации труда, вплотную коснувшейся бухгалтерии. Так, например, был создан отчетный прибор «Система ручьев». Это наглядное пособие, состоящее из дощечки, воткнутых в него штырьков и металлических шайб, нанизанных на штырьки. Принцип действия простой: совершая какую-либо бухгалтерскую операцию, вместо записи в бухгалтерские регистры производится перебрасывание шайб с одного штырька на другой. Очень наглядно и понятно для любого директора.

Первые даты
1772 год — первое бухгалтерское училище. Открыто первое в России Санкт-Петербургское коммерческое училище — Демидовский коммерческий воспитательный институт, в котором помимо всего прочего преподавали бухгалтерский учет. Первоначально институт был открыт в Москве, хоть и назывался Санкт-Петербургским, затем переехал по месту названия.
1783 год — первая книга по бухгалтерскому учету. В Петербурге огромным по тем временам тиражом в 500 экземпляров была издана книга «Ключ коммерции». История возникновения первой русской книги по бухгалтерскому учету весьма занятна. Двести лет ученые пытались установить, кто же ее автор. Оказалось, книга переводная — англичанина Хавкинса.

Начало XIX века — первые дебет, кредит и сторно. Карл Иванович Арнольд (1775–1845), крупнейший российский теоретик того времени, в своих работах предложил терминологию, которой мы пользуемся до сих пор. Он ввел такие термины, как «дебет», «кредит», «сторнировать». Кроме того, именно Арнольд дал написание глагола «дебитовать» через «и».

1824 год — первый комментарий к документу. Опубликован один из первых комментариев к нормативному акту по бухгалтерскому учету под названием «Систематическое начертание существующих российских узаконений об общих денежных заемных актах между частными людьми употребляемых». Комментируемым документом оказался Устав о банкротах.

1875 год — первая консультационная компания. В Санкт-Петербурге на улице Караванной был учрежден первый в России бухгалтерский кабинет. Кабинетами в то время назывались консультационные компании. Учредителем бухгалтерского кабинета был Адольф Маркович Вольф, он же издатель первого профессионального журнала русских бухгалтеров.

1888 год — первый бухгалтерский журнал. Начал издаваться журнал «Счетоводство» — первое в России специализированное периодическое издание по бухучету. Журнал выходил по 1904 год. Его создателем стал бухгалтер-практик Адольф Маркович Вольф. Основной целью журнала было развитие и процветание учета в нашей стране. Создатели журнала стремились разграничить науку (счетоводство) и практику (бухгалтерию) и показать, что счетоводство — это большая наука, переживающая момент становления. В работе журнала принимали участие видные представители русской бухгалтерской мысли В.Д. Белов, Э.Г. Вальденберг, С.М. Барац, Л.И. Гомберг, бухгалтеры-практики из других городов: М.Я. Батеньков, А.А. Беретти, А.З. Попов, Н.И. Попов, И.П. Руссиян и др. С журналом активно сотрудничали иностранные авторы: И.Ф. Шер (Швейцария), Е. Леотэ (Франция), Ф. Беста и В. Джитти (Италия), Д. Льюис (Великобритания) и др. Сотрудники журнала активно занимались преподавательской деятельностью: Д. Гопфенгаузен — в Технологическом, а С.М. Барац — в Политехническом институте (С.-Петербург). В одном из первых номеров была опубликована статья «Способ цветного провода», теперешнее название которого — красное сторно. Автором статьи был бухгалтер и научный деятель А.А. Беретти. Журнал публиковал статьи по фабричному, железнодорожному, пароходному, горнозаводскому, мукомольному (мельничному), земскому, банковскому и т. п. счетоводствам; рассматривал вопросы двойной бухгалтерии в сельскохозяйственном счетоводстве, по проблемам калькулирования себестоимости фабрично-заводских изделий, механизации учета. Много внимания журнал уделял и освещению зарубежного опыта, особенно необходимости создания в России Института присяжных бухгалтеров. В связи с началом русско-японской войны и революции 1905 г. и нехваткой средств журнал прекратил свой выпуск.

Е.В. Макарова, корреспондент журнала «Бюджетный учет»

Реклама