Налог с арендной платы

Долгие годы не был решен вопрос о том, нужно ли платить налог на прибыль с сумм арендной платы. Учреждения этому всячески сопротивлялись, а чиновники требовали уплаты данного налога в обязательном порядке. Но в 2008 году произошел буквально прорыв: разработан, хотя и не до конца, механизм уплаты этого налога.


А.Ю. БУНИНА,
аудитор

Предыстория
Согласно приказу Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н арендатор перечисляет арендную плату, минуя учреждение, непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», то есть на счета собственника имущества, которым является государство. Другими словами, учреждения этих денег в принципе не видят. Соответственно платить налог на прибыль им было не с чего, поскольку многие не ведут иной приносящей доход деятельности.

Однако и налоговики, и судьи полагали, что прохождение платежей от арендатора к учреждению через бюджетный счет, открытый в органе Федерального казначейства, не является обстоятельством, переквалифицирующим денежные средства, полученные в счет оплаты за переданное в аренду имущество, в средства целевого бюджетного финансирования в смысле подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. Примером может служить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. по делу № Ф04-1325/2008(1356-А45-40). Доводы учреждений о том, что они не являются получателями дохода от сдачи имущества в аренду и не имеют экономической выгоды, так как все средства, по условиям заключенных договоров аренды, перечисляются на единый бюджетный счет, также не принимались во внимание (постановление ФАС Поволжского округа от 1 марта 2007 г. по делу № А57-6975/06). Арбитры говорили, что положения налогового и бюджетного законодательства не позволяют квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования. Эти средства являются источником дополнительного, а не целевого финансирования (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. по делу № Ф08-7079/07-2869А). Данная позиция отражена и в пункте 4 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

Положение осложнялось еще и тем, что в типовых договорах аренды было написано «Договор аренды (для учреждения N)», из чего проверяющие делали выводы, что доходы поступают непосредственно в учреждение N.


Полную версию материала можно прочитать в февральском номере журнала "Бюджетный учет".



Реклама