Возмещаем средства по акту проверки
Как возместить нарушения, установленные проверкой, бюджетному учреждению, не занимающемуся предпринимательской деятельностью?
На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.
М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА,
специалист контрольно-ревизионного отдела Финансово-казначейского управления
Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы
Правовой базой взыскания излишне израсходованных либо израсходованных не по целевому назначению средств по результатам проведенных контролирующими органами проверок являются:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- приказ Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности»;
- приказ Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 162н «Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации»;
- приказ Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации»;
- постановление правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. № 798-ПП «Об утверждении Порядка применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации при использовании средств бюджета города Москвы» (для контролирующих органов г. Москвы).
Основания к взысканию тех или иных сумм с бюджетного учреждения определены статьей 283 Бюджетного кодекса. К ним относят:
- неисполнение закона о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
- отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
- несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
- несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
- финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств и другое.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как согласно статье 282 Бюджетного кодекса контролирующие органы могут также применять к нарушителям такие меры, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за то или иное нарушение в виде штрафов, налагаемых как на физические, так и на юридические лица, а Уголовным кодексом — уголовная ответственность при наличии оснований. Тем не менее указанные на рисунке способы реализации материалов проверки являются наиболее часто используемыми в практике ревизионных служб финансовых органов субъектов Российской Федерации. Остановимся на них подробнее.
По результатам проверок получателей средств бюджета по вопросам соблюдения установленного порядка использования средств и выявленным при этом нарушениям оформляется акт проверки, на основании которого принимается решение о мерах по реализации указанных в акте нарушений. Выбор способа реализации лежит на плечах руководителя проверенного учреждения и руководителя проверки и зависит от вида выявленного нарушения. Так, суммы не подтвержденных документально расходов, двойная оплата одних и тех же услуг, излишняя оплата выполненных работ могут быть возмещены в бюджет путем перечисления средств с предпринимательского счета учреждения; при излишне выплаченной заработной плате, как правило, производится блокировка расходов в сумме переплаты, а не удержание из оплаты труда сотрудника. Выявленные при инвентаризации недостачи взыскиваются с материально ответственного лица в объеме, зависящем от вида материальной ответственности, либо организация оплачивает эти средства самостоятельно с предпринимательского счета, либо уменьшаются ассигнования по соответствующему коду бюджетной классификации. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка влечет блокировку соответствующих расходов с одновременным вынесением предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (табл. 1, см. приложение на стр. 30).
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими видами выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в зависимости от специфики отрасли и самого учреждения.
При отсутствии возможности у проверенного учреждения возместить выявленные проверкой нарушения контролирующий орган, осуществивший проверку, в зависимости от вида нарушений вносит предложения о применении мер принуждения в виде блокировки расходов или уменьшения ассигнований. При этом возмещение в доход бюджета выявленных проверкой сумм носит разрешительный характер, в то время как блокировка расходов и уменьшение бюджетных ассигнований являются в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. № 798-ПП мерами принуждения, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства (для контролирующих органов г. Москвы).
Возмещение
Самым простым способом реализации материалов проверки является возмещение бюджету излишне израсходованных или израсходованных не по назначению средств. В зависимости от вида выявленного нарушения это можно сделать следующими способами: удержать из заработной платы сотрудника, внести денежные средства в кассу или на расчетный счет бюджетной организации виновным в излишнем расходовании средств работником, оплатить в объеме, указанном в акте проверки, с предпринимательского счета учреждения, а также взыскать средства с подрядной организации, допустившей завышение объемов либо стоимости работ. Рассмотрим каждый из четырех случаев подробнее.
По решению администрации проверенного учреждения любое из выявленных проверкой нарушений может быть компенсировано путем перечисления в бюджет средств с предпринимательского счета. При этом издается приказ по результатам проверки, на основании которого оформляется платежное поручение.
В случае выявления проверкой излишне выплаченных сумм заработной платы работодатель имеет право произвести удержание с сотрудника. Такая мера регулируется Трудовым кодексом и допускается исключительно в трех случаях: удержание излишне выплаченной заработной платы в результате счетной ошибки, взыскание сумм недостачи, выявленной при инвентаризации, взыскание не возвращенной в срок суммы, выданной под отчет.
В последней части статьи 137 Трудового кодекса установлено общее правило, по которому излишне выплаченная заработная плата взысканию не подлежит, за исключением следующих случаев:
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Акт проверки финансового органа является основанием к взысканию излишне выплаченной заработной платы только в случае, если переплата явилась следствием счетной ошибки. В настоящее время понятие счетной ошибки законодательно не закреплено. Единственное пояснение имеется в постановлении Совета Министров СССР от 23 февраля 1984 г. № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (документ утратил силу с 1 января 2007 года), в котором указано, что счетная ошибка — это арифметическая ошибка. Таким образом, к счетной ошибке относят неверно произведенное математическое действие, повлекшее излишнюю оплату.
Если причиной переплаты заработной платы, выявленной контролирующими органами, стала счетная ошибка, администрация вправе издать приказ об удержании не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленной выплаты. При этом работодатель вправе произвести удержания только в том случае, если работник не оспаривает их основания и размер. При несоблюдении хотя бы одного условия (срок и согласие сотрудника) удержание может быть осуществлено только в судебном порядке.
При удержании выплаченной в результате счетных ошибок заработной платы необходимо соблюдать установленные статьей 138 Трудового кодекса ограничения удержанных сумм (табл. 2).
Пример
За отчетный месяц согласно штатному расписанию и приказу по учреждению работнику должны быть начислены следующие выплаты: оклад в размере 12 520 руб.; премия — 1380 руб.; доплаты и надбавки — 378 руб. Кроме того, с зарплаты работника необходимо удержать сумму, выданную под отчет, но не возвращенную, в размере 1000 рублей. При начислении зарплаты бухгалтер неверно вывел итоговую сумму: 16 278 вместо 14 278 рублей, то есть на 2000 рублей больше. В таких же размерах выплаты были перенесены бухгалтером в расчетно-платежную ведомость. В следующем месяце в связи с излишней выплатой заработной платы работнику по причине счетной ошибки администрация бюджетного учреждения должна издать приказ об удержании 2000 руб.
Удержания за месяц, следующий за месяцем установления излишней оплаты, производятся в следующем порядке:
а) начислено — 14 278 руб.;
б) налог на доходы — 1804 руб. ((14 278 руб. – 400 руб.) х 13 %);
в) удержания в погашение подотчетных сумм — 1000 руб. (в пределах ограничений 20 % – 2495 руб. (14 278 руб. – 1804 руб.) х х 20 %);
г) удержания излишне выплаченной заработной платы — 1495 руб. (2495 руб. –
– 1000 руб.).
Всего удержаний за месяц — 4299 руб. (1804 руб. + 1000 руб. + 1495 руб.).
К выплате — 9979 руб. (14 278 руб. –
– 4299 руб.).
Остаток к взысканию излишне выплаченной суммы заработной платы — 505 руб. (2000 руб. – 1495 руб.).
Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с законодательством нельзя обращать взыскание. Они перечислены в статье 79 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном делопроизводстве».
Таким образом, удержать из заработной платы сотрудника сумму выявленных нарушений возможно исключительно в случае, если излишняя оплата явилась результатом счетной ошибки и выполнены два обязательных условия: с момента выплаты прошло не более одного месяца и работник организации согласен с объемом удержания.
Второй вид нарушения, при котором допускается произвести удержание из заработной платы работника, — недостача материальных ценностей.
Трудовой кодекс обязывает работника бережно относиться к имуществу работодателя (часть 2 ст. 21 ТК РФ). Работодатель, в свою очередь, имеет право требовать этого от своих сотрудников, а также привлекать их к материальной ответственности (часть 1 ст. 22 ТК РФ).
При несоблюдении этих условий у работника возникает материальная ответственность — обязанность возместить причиненный работодателю ущерб. Согласно части 1 статьи 233 Трудового кодекса материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный им работодателю в результате виновного противоправного поведения, действий или бездействия. Противоправным считается поведение работника при неисполнении или неправильном исполнении им своих трудовых обязанностей, установленных законами, постановлениями, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями и другими обязательными правилами, а также приказами и распоряжениями администрации. Бездействие работника может быть признано противоправным, если в его обязанности входит совершение определенных действий.
Итак, материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих обстоятельств (письмо Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1 (далее — Письмо № 1746-6-1)):
- противоправного поведения (действий или бездействия) работника;
- причинной связи между противоправным действием и материальным ущербом;
- вины работника в совершении противоправного действия (бездействия).
Порядок возмещения ущерба, причиненного учреждению работником, зависит от того, как оформлены отношения между ними. Если работник не является штатным сотрудником и выполняет работу на основании договора гражданско-правового характера, возмещение ущерба производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Если с физическим лицом заключен трудовой договор, возмещение ущерба производится в соответствии с Трудовым кодексом.
При этом трудовое законодательство предусматривает право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работника. Исходя из содержания статьи 240 Трудового кодекса, такой отказ допустим независимо от того, несет работник ограниченную материальную ответственность либо материальную ответственность в полном размере, а также независимо от формы собственности организации.
При этом следует иметь в виду, что собственник имущества организации может ограничить право работодателя на отказ от возмещения ущерба (полностью или частично) виновным работником в случаях, предусмотренных законами, иными нормативно-правовыми актами, учредительными документами организации.
Во всех случаях работник обязан возмещать работодателю причиненный прямой действительный ущерб (часть 1 ст. 238 ТК РФ), под которым понимают реальное уменьшение или ухудшение состояния имущества работодателя, а также необходимость произвести затраты на приобретение, восстановление имущества или на возмещение ущерба третьим лицам (часть 2 ст. 238 ТК РФ).
Таким образом, при выявлении в ходе проверки недостачи работодатель имеет право взыскать сумму нарушений с материально ответственного лица, за исключением случаев, определенных статьей 239.
Объем денежных средств, подлежащих взысканию с материально ответственного лица, зависит также от вида возложенной на работника ответственности. Трудовое законодательство разделяет полную и ограниченную материальную ответственность. Ограниченная материальная ответственность — это обязанность работника возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы (Письмо № 1746-6-1). Таким пределом является среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Он определяется в соответствии с нормами статьи 139 Трудового кодекса и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. Ограниченная материальная ответственность применяется ко всем работникам, с которыми не заключен договор о полной материальной ответственности.
Случаи полной материальной ответственности определены статьей 243 Трудового кодекса и представлены на рисунке 3.
#?41144?#
Такая ответственность наступает в следующих случаях: при наличии письменного договора, заключенного между работником (группой работников) о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей; если ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда; если имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; если в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный им предприятию при исполнении своих трудовых обязанностей; ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; в случае причинения ущерба недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции); если ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии. Полная материальная ответственность состоит в обязанности возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.
Работник, на которого распространяется только ограниченная материальная ответственность, может быть привлечен к материальной ответственности в полном размере на основании пункта 5 части 1 статьи 243 Трудового кодекса, то есть в том случае, когда ущерб причинен в результате преступных действий, установленных вступившим в законную силу приговором суда.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию, учреждению, организации.
В практике бюджетных учреждений имеют место случаи коллективной материальной ответственности, при этом, определяя размер ущерба, подлежащего взысканию с каждого из членов коллектива, учитывают следующие факторы (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52):
- степень вины работника;
- размер тарифной ставки (оклада);
- время, которое сотрудник фактически проработал в составе коллектива за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
РУ = СУ × ЗП 1/ЗП Б, где:
РУ — размер возмещения ущерба первым членом бригады;
СУ — сумма ущерба, причиненного бригадой;
ЗП 1 — заработная плата первого члена бригады;
ЗП Б — заработная плата членов бригады за межинвентаризационный период по окладам с учетом проработанного времени.
Пример
В ходе проведенной финансово-казначейским управлением проверки сохранности материальных ценностей была выявлена недостача в размере 1000 руб. Виновной в ущербе признана бригада из пяти человек, с которой был ранее заключен договор о коллективной материальной ответственности. Последняя инвентаризация проводилась три месяца назад. По итогам проверки бухгалтерской службе необходимо определить размер ущерба, возмещаемого каждым работником в следующем порядке (см. табл. 3):
Согласно статье 248 Трудового кодекса возмещение материального ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, производится по распоряжению администрации учреждения путем удержания необходимой суммы из его заработной платы на основании приказа работодателя (рис. 4).
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде. Таким образом, взыскать ущерб с работника возможно только лишь в случае, если установлена его вина, он согласен с размером недостачи и не истек месячный срок с момента обнаружения. При этом сумма удержания зависит от вида возложенной на сотрудника ответственности.
Кроме того, право произвести удержания из заработной платы по результатам проверки возможно при установлении в ходе контрольных действий случаев своевременно не возвращенных сумм, полученных под отчет.
Денежные средства могут быть выданы под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы определенному кругу лиц, установленному приказом руководителя организации, а также работникам, убывающим в командировки.
При этом в оговоренный приказом по учреждению срок или в трехдневный срок по возвращении из командировки подотчетные лица обязаны предъявить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с приложением подтверждающих документов об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
В случае нарушения работниками установленного приказом срока использования средств, полученных под отчет, учреждение вправе произвести удержания таких сумм, о чем издается приказ руководителя предприятия. Администрация учреждения вправе издать приказ об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса. Такого рода удержания допускаются, если работник не оспаривает их основания и размеры.
Таким образом, удержание из заработной платы сотрудника сумм излишне выплаченной заработной платы в результате счетной ошибки, выявленных проверкой сумм недостач, а также своевременно не возвращенных сумм, полученных под отчет, возможно только при одновременном соблюдении трех условий:
- установления вины работника;
- согласия работника с объемом удержания;
- неистечения месячного срока с момента установления нарушений.
В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
При установлении контролирующими органами нарушений по проведению ремонтных работ бухгалтерская служба должна направить в адрес подрядной организации письмо с требованием возместить указанную в акте проверки сумму (рис. 6).
Проверка также может выявить нарушения в части оплаты услуг по хозяйственным договорам. В этом случае необходимо определить причину нарушения и сторону, допустившую его. Если указанные в акте проверки факты доказывают, что нарушителем является исполнитель по договорам подряда, то администрация бюджетного учреждения вправе направить ему письмо с требованием возместить излишне оплаченные услуги. В случае если виновной стороной является бюджетное учреждение, необходимо перечислить в доход бюджета сумму, равную сумме выявленных нарушений, либо произвести блокировку (уменьшение ассигнований) по соответствующему коду бюджетной классификации. Об этом мы расскажем в следующем номере журнала.