Нарушения  бюджетного учета

М.Р.Губайдуллина
В рамках проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, а также при проведении тематических проверок по вопросам организации бухгалтерского учета контролирующие органы систематически выявляют ряд нарушений, о которых и пойдет речь в данной статье.

М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА,
специалист контрольно-ревизионного отдела финансово-казначейского управления
 Зеленоградского административного округа Департамента финансов
города Москвы


Целью проведения проверок организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является контроль за соблюдением бюджетного законодательства, установление целевого использования бюджетных средств и имущества, а также обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества. Объектом такой ревизии являются все государственные и муниципальные бюджетные учреждения, получающие, перечисляющие и использующие средства из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, либо использующие государственную и муниципальную собственность.

Правовую основу таких проверок составляют:
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (если проверяемый период — до 31 декабря 2008 года);
  • приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (если проверяемый период — с 1 января 2009 года);
  • приказ Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (до 1 января 2009 г. — приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н);
  • приказ Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
  • приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета»;
  • приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • письмо Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 40 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;
  • положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденное Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г.
Учитывая количество нормативно-правовых документов, обязательных к применению для бухгалтеров бюджетных учреждений, составляется перечень проверяемых ревизорами позиций, который включает, как правило, следующие вопросы:
  • проверка правильности составления и утверждения учетной политики учреждения, а также своевременное внесение изменений в нее;
  • проверка правильности ведения регистров бухгалтерского учета и оформления первичных документов;
  • проверка правильности применения кодов бюджетной классификации РФ;
  • проверка наличия, достоверности, своевременности и полноты представления отчетности;
  • проверка правильности применения счетов бюджетного учета;
  • проверка своевременности и периодичности проведения инвентари­зации;
  • проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций;
  • проверка соответствия данных бухгалтерской отчетности данным учетных регистров, первичных документов и инвентаризации.

Полную версию материала можно прочитать в октябрьском номере журнала "Бюджетный учет"


Реклама