Проверяем хозяйственные договоры

М.Р.Губайдуллина
Продолжаем публикацию статей о нарушениях, выявляемых при заключении государственных (муниципальных) контрактов и договоров на оказание услуг, выполнение работ и поставку товаров, а также о том, на что следует обратить особое внимание при их заключении.


М. Р. Губайдуллина,
специалист контрольно-ревизионного отдела
финансово-казначейского управления
Зеленоградского административного округа
Департамента финансов города Москвы


Договор аренды

   Арендные отношения в деятельности бюджетного учреждения занимают не последнее место: в одних случаях учреждения при сдаче в аренду имущества получают дополнительное финансирование, в других случаях аренда имущества — например, при отсутствии финансирования на строительство недвижимого имущества — позволяет им разместить как штатный персонал, так и материальные ценности.
   При проверках исполнения арендных отношений ревизоры обращают внимание на оформление договоров в соответствии с гражданским законодательством и иными законодательными актами РФ; использование государственного имущества по целевому назначению; соответствие фактически занимаемых арендаторами площадей площадям, указанным в договорах аренды.
   Особенности оформления арендных отношений прописаны в главе 34 «Аренда» Гражданского кодекса. В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса арендодателем является собственник имущества. На это положение контролирующие органы обращают особое внимание.
   Как известно, числящиеся у бюджетных учреждений объекты нефинансовых активов являются собственностью РФ, субъектов РФ или муниципальной собственностью, а учреждения осуществляют оперативное управление таким имуществом. Вместе с тем Гражданским кодексом не запрещена сдача в аренду имущества, арендодателем по которому является лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать его в аренду (ст. 608 ГК РФ). Однако при сдаче в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, должны быть соблюдены некоторые условия. Так, в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса  учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Полную версию материала можно прочитать в декабрьском номере журнала "Бюджетный учет"



Реклама