Оплата труда как предмет проверки

М.Р.Губайдуллина
Одной из основных статей смет доходов и расходов бюджетных учреждений являются расходы по оплате труда. Они, как правило, занимают наибольшую долю в общем объеме расходов и представляют особый интерес для контролирующих органов. Об опыте проведения таких проверок пойдет речь в данной статье.

М. Р. Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отдела
финансово-казначейского Управления Зеленоградского административного
округа Департамента финансов города Москвы

   Основным документом, регламентирующим вопросы оплаты труда (заработной платы), является Трудовой кодекс. В нем содержатся общие положения, касающиеся оплаты труда всех работников, а также предусмотрены особенности регулирования труда отдельных их категорий: педагогических, медицинских работников, спорт­сменов, тренеров и других.
   Правила начисления заработной платы и дополнительных выплат регулируются также постановлениями Правительства РФ, отраслевыми и ведомственными приказами и инструкциями, разработанными на основе законодательства.
   При проведении проверки правильности начисления и выплаты заработной платы контролирующие органы выявляют соответствие внутренних документов бюджетного учреждения указанным выше нормам законодательства. К внутренним документам, интересующим ревизоров при таких проверках, относятся:
  • Положение об оплате труда;
  • Положение о премировании;
  • Положение об установлении надбавок и доплат;
  • коллективный договор;
  • трудовые договоры;
  • приказы о приеме на работу, об установлении нагрузки, о предоставлении отпуска и т. д.;
  • графики работы сотрудников и режим работы бюджетного учреждения;
  • табели учета рабочего времени;
  • карточки лицевых счетов;
  • журнал операций расчетов по оплате труда;
  • другие.
   Это те документы, на правильность оформления которых бухгалтерским службам бюджетных учреждений необходимо обратить особое внимание. На их основании составляется перечень проверяемых ревизорами вопросов. Это:
  • правильность составления и оформления первичных документов;
  • правильность планирования фонда оплаты труда;
  • соблюдение тарифно-квали­фика­ционных требований;
  • правильность составления графиков работ;
  • правомерность выплаты тех или иных сумм по оплате труда;
  • правильность расчета среднего заработка;
  • законность и обоснованность установления доплат и надбавок;
  • целевое использование средств бюджета, предусмотренных на оплату труда;
  • другие вопросы по оплате труда.
   Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими актуальными вопросами оплаты труда в зависимости от специфики отрасли и самого учреждения. В связи с этим возникает необходимость обратить внимание бухгалтера по заработной плате на аспекты, требующие особого контроля со стороны бухгалтерской службы при проведении проверки правильности начисления и выплаты заработной платы в учреждениях бюджетной сферы. Остановимся на них подробнее.


Полную версию материала можно прочитать в февральском номере журнала "Бюджетный учет"




Реклама