Письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113
Департамент развития социального страхования совместно с Департаментом условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), и сообщает следующее.
1. Если работник не занят на работах с особыми условиями труда.
Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 211-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ).
Таким образом, если работник не занят в видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
2. Окончание аттестации рабочих мест по условиям труда оформлено после 1 января 2014 г.
В связи с тем что в соответствии со ст. ст. 12, 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 421-ФЗ) с 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут.
3.5. У организации имеются актуальные результаты аттестации только части рабочих мест.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации части рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.
Если работник занят в видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда — опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Если работник занят в видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
4. О возможности неприменения результатов аттестации рабочих мест.
Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются только теми плательщиками, которые имеют результаты специальной оценки или аттестации рабочих мест. Для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание положения ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ, в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых в видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, то данный плательщик обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат таким работникам в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
6. О дате, с которой применяются результаты специальной оценки условий труда.
Исходя из положений ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных в упомянутых ч. 1 и 2 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения ответа до конца месяца.
7, 8. Если работник в течение месяца работает на различных рабочих местах.
В случае если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в течение месяца занят на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 1, 2 или 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные и праздничные дни) в месяце.
9. О начислении страховых взносов по дополнительным тарифам при работе по совместительству.
Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Таким образом, работа по совместительству выполняется работником на основании отдельного трудового договора, то есть в рамках отдельных трудовых отношений.
На выплаты, производимые в пользу работника за выполнение работ, не поименованных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, на условиях совместительства, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам не начисляются.
Директор Департамента развития
социального страхования
Минтруда России
Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА
13.03.2014