МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо № 02-07-07/24261 от 27.04.2015г.
Об отражении в учете бюджетных и автономных учреждений операций по перечислению и возврату денежных залогов
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами, а также в целях обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений (далее - учреждения) операций со средствами, ими перечисляемыми в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона или в обеспечение исполнения контракта сообщает следующее.
Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены статьей 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44- ФЗ). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств. Требование об обеспечении исполнения контракта, в том числе в виде денежного залога, установлено статьей 96 Закона № 44-ФЗ.
Положениями указанных статей Закона № 44-ФЗ установлена обязанность возврата денежных средств, внесенных учреждением в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона или в обеспечение исполнения контракта в случае выполнения требований (обязательств), в обеспечение которых были предоставлены денежные средства.
Кроме того, необходимость внесения денежного залога может быть установлена решением суда об обеспечении иска, как обеспечение оплаты судебных издержек, и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации или условиями договора.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Принимая во внимание характер средств, перечисляемых в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях, по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога) в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») классификации операций сектора государственного управления.
А.М. Лавров