Письмо Минтруда России от 18 января 2016 г. № 18-4/10/В-180
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с неоднократными обращениями отдельных федеральных органов исполнительной власти по вопросу разъяснения порядка предоставления государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в условиях принятия Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N
С 10 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N
— минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, подлежащей использованию государственным гражданским служащим (далее — минимальный отпуск) в каждом служебном году;
— порядка перенесения части ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего (далее — гражданский служащий) на следующий служебный год по инициативе представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего;
— порядка замены части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего денежной компенсацией.
С учетом положений Конвенции N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)», принятой в г. Женева 24 июня 1970 г., новой редакцией статьи 46 Федерального закона N
Данное право гражданского служащего на минимальный отпуск является неприкосновенным, в связи с чем представитель нанимателя ни в каких случаях не вправе инициировать перенесение части минимального отпуска гражданского служащего на следующий служебный год.
При этом, учитывая императивный характер нормы о непосредственном использовании гражданским служащим минимального отпуска в служебном году, выплата денежной компенсации за неиспользованные дни минимального отпуска не предусматривается.
По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях та часть ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, которая превышает 28 календарных дней, может быть перенесена на следующий служебный год с согласия последнего.
Частью 9.3 статьи 46 Федерального закона N
Следует учитывать, что норма о замене части отпуска денежной компенсацией не носит императивный характер, в связи с чем окончательное решение о такой замене принимается представителем нанимателя самостоятельно с учетом финансовых возможностей государственного органа и результатов анализа обстоятельств, послуживших причиной неиспользования гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме.
Таким образом, действующее правовое регулирование гарантирует гражданскому служащему право выбора — использовать установленные законодательством отпуска полностью или обратиться к представителю нанимателя с просьбой заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией.
При этом, обращая внимание, что замена части отпуска денежной компенсацией осуществляется за счет средств фонда оплаты труда без увеличения его размера, при подготовке гражданским служащим заявления на имя представителя нанимателя с просьбой заменить часть ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией необходимо учитывать следующее:
в заявлении следует указывать инициатора (руководитель гражданского служащего или сам гражданский служащий) и причину неиспользования гражданским служащим части ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году;
заявление следует представлять на имя представителя нанимателя в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.
В случае если части ежегодных оплачиваемых отпусков, превышающие 28 календарных дней, не использованы гражданским служащим «в натуре», а также не заменены денежной компенсацией в ходе прохождения им гражданской службы, то за указанные неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в силу положений части 13 статьи 46 Федерального закона N
Также сообщаем, что Федеральный закон N
Просим довести настоящее письмо до сведения всех территориальных органов и обособленных структурных подразделений федерального государственного органа (при наличии).
А.А.ЧЕРКАСОВ