Письмо Минфина России от 5 февраля 2016 г. N 02-02-04/5996

Вопрос: Об оформлении акта зачета взаимных требований с ФКУ; об НДС при реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, прав на их использование по лицензионным договорам, если оплата производится взаимозачетом.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2016 г. N 02-02-04/5996

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение о возможности оформления акта взаимозачета с федеральным казенным учреждением и сообщает следующее.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) определено, что казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом все доходы от приносящей доходы деятельности, в случае если право на такую деятельность предусмотрено в учредительном документе учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с нормами, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса, исполнение федерального бюджета осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Положениями статьи 38.2 Бюджетного кодекса устанавливается принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в федеральный бюджет и осуществление всех кассовых выплат из федерального бюджета осуществляются с единого счета федерального бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

При этом положениями статьи 218 Бюджетного кодекса не предусматривается исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств, возникающих в том числе в результате заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями.

Учитывая вышеизложенные нормы, оформление акта зачета взаимных требований с казенным учреждением противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации.

При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе обязательство по оплате которых прекращается взаимозачетом, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем следует учитывать, что статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

Так, подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим операции по передаче указанных прав, в том числе обязательство по оплате которых прекращается взаимозачетом, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В. РОМАНОВ

05.02.2016

Возврат к списку