Письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо о порядке применения бюджетной классификации и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее — Указания), расходы на исполнение судебных актов (исполнительных листов с приложенными к ним копиями судебных актов судов Российской Федерации, на основании которых они выданы, судебных приказов) отражаются в порядке, определенном описанием вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений».
Вместе с тем расходы на исполнение судебных актов, предусматривающих обязательства по выплате пенсий, пособий, оплате труда работников учреждений, а также оплату кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и т.п., подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов.
Согласно решению Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-143553/2013 с Министерства внутренних дел Российской Федерации взыскиваются расходы на хранение арестованного имущества и расходы на возмещение судебных издержек истцу в части государственной пошлины.
Расходы на хранение имущества в рамках исполнения решения суда (исполнительного листа) следует отражать по соответствующим разделу, подразделу, целевой статье расходов (в соответствии с Сопоставительной таблицей целевых статей расходов для составления и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2016 год, к применяемым в 2015 году, размещенной на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru), в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификации Российской Федерации», разделе «Методический кабинет»), виду расходов, по которым были приняты расходные обязательства в 2015 году.
Исходя из вышеизложенного расходы на хранение имущества должны быть отражены по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с увязкой в целях бюджетного учета с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления. Расходы на возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины) должны быть отражены по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений» с увязкой в целях бюджетного учета с подстатьей 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.
Вместе с тем в целях правильной организации бухгалтерского учета обязательств, возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов, предназначен счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
Таким образом, формирование резервов на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, обязателен.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Порядок отражения в бюджетном учете органов государственной власти операций по формированию сумм резервов предстоящих расходов и по начислению расходов за счет сформированных резервов определен пунктами 124.1 и 124.2 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ
22.04.2016