Письмо Минфина России от 20 июля 2016 г. № 02-06-10/42571
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу принятия к учету и отражения в отчетности фактических расходов на заработную плату и начисления страховых взносов сверх плановых назначений и сообщает.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) бюджетные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (расходные обязательства), подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При возникновении обязанности получателя бюджетных средств выплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта условиями договора или соглашения принимаются денежные обязательства.
Основания для возникновения обязанности получателя бюджетных средств выплатить физическому лицу за счет средств бюджета заработную плату (гарантии по оплате труда работников) содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 N
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N
При этом пунктом 2 статьи 10 Закона N
Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций, в том числе в части возникновения расходных обязательств и операций, их изменяющих, признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации денежные обязательства учреждения (в том числе по выплате заработной платы и уплате обязательных страховых взносов) должны быть отражены в бюджетном учете в момент их признания (начисления) вне зависимости от сроков их кассового исполнения.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случаях, когда по завершении финансового года обязательства перед работниками (сотрудниками), возникающие в силу законов Российской Федерации, устанавливающих гарантии работников (сотрудников) (публичные обязательства — заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсация за проезд к месту отпуска и обратно сотрудникам, проживающим в местности, приравненной к Крайнему Северу, и иные аналогичные выплаты по гарантиям перед работниками (сотрудниками)), принимаются в пределах объемов лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, принятие к учету таких расходных обязательств следует отражать по соответствующим счетам учета обязательств счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», а также на соответствующих аналитических счетах счета 0 502 22 000 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)».
Аналогичный порядок принятия бюджетных обязательств распространяется и на начисление на выплаты по оплате труда страховых взносов по обязательному социальному страхованию (далее — страховые взносы).
Исключение составляет начисление пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сверх начисленных страховых взносов, в том числе сверх доведенного объема лимитов бюджетных обязательств на цели уплаты страховых взносов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N
В этом случае получателем средств бюджета бюджетные обязательства за счет средств бюджета не принимаются, так как являются обязательствами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом при формировании показателей графы 9 «Денежные обязательства» Отчета о бюджетных обязательствах ф. 0503128 (далее — Отчет ф. 0503128) допускается по расчетам с Фондом социального страхования по обязательному социальному страхованию работников превышение показателей принятых денежных обязательств над показателями принятых бюджетных обязательств (графа 7 Отчета ф. 0503128) (пункт 1.5.7 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N 02-07-07/77754 и Казначейства России N 07-04-05/02-919 от 30.12.2015 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2015 год» (далее — Письмо)).
Принятые обязательства на очередной финансовый год отражаются в разделе 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета ф. 0503128.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, привлечение принятых бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств над утвержденными лимитами бюджетных обязательств отражается в форме 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» в разделе 3 «Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений».
Особенности формирования Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) доведены до финансовых органов субъектов Российской Федерации указанным выше Письмом.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
20.07.2016