Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Приказ Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита приказываю:

утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Министр

А.Г.СИЛУАНОВ

Утверждены

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 30.12.2016 N 822

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главный администратор (администратор) бюджетных средств) внутреннего финансового аудита.

Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового аудита.

2. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.

Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.

Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).

Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (угрозы) и нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений главного администратора (администраторов) бюджетных средств и подведомственных им получателей бюджетных средств (далее — объект аудита), с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки экономности и результативности использования бюджетных средств.

Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных аудиторских рекомендаций (предложений), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащим выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.

4. Организация внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен:

а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

5. В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и подведомственных ему получателей бюджетных средств (далее — объекты аудита).

6. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления внутренних бюджетных процедур в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.

В целях настоящих Методических рекомендаций под коррупционным риском понимается возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для должностных лиц, осуществляющих соответствующие внутренние бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), либо третьих лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве.

7. В целях организации осуществления внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

корректировка организационной структуры главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с принципами, указанными в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций;

закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

8. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее — план).

9. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

10. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (финансовый орган, орган управления государственного внебюджетного фонда) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.

11. Аудиторские проверки подразделяются на:

а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

12. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.

13. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями).

II. Составление годового плана внутреннего финансового

аудита и программ аудиторских проверок

14. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) бюджетных средств.

15. План представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, вид проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. Примерная (рекомендуемая) форма плана приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

16. Темы аудиторских проверок формулируются исходя из следующих направлений аудита:

аудит надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении:

а) расходов бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений;

б) расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

в) бюджетных инвестиций;

г) предоставления государственных (муниципальных) гарантий;

д) предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;

е) предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;

ж) предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;

з) расходов на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

и) осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета.

аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств;

аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.

17. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита (например, оценка надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций, направленных на реализацию мероприятий инвестиционной программы, и оценка экономности и результативности использования указанных бюджетных средств).

18. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется руководителем субъекта аудита и может включать:

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;

периоды отчетного финансового года.

19. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

а) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, указанному в пункте 16 настоящих Методических рекомендаций, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле);

б) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

в) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);

г) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;

д) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;

е) опыт и квалификация сотрудников подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

Перечень тем аудиторских проверок надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и эффективности использования бюджетных средств для включения в план дополняется объектами аудита — подведомственными администраторами бюджетных средств, если субъект внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый аудит в указанных объектах аудита.

20. Выбор объектов аудита, подведомственных главному администратору (администратору) бюджетных средств, для включения в план аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;

б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

в) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;

г) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);

д) организация внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

е) опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций, осуществляющих ведение бюджетного учета и отчетности.

21. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пунктах 19 и 20 настоящих Методических рекомендаций, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита. Пример расчета значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в приложении к Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Направление аудита и (или) объект аудита включается в план, если его значение приоритетности выше порогового значения, которое устанавливается исходя из анализа следующих факторов:

а) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

б) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

в) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

22. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

23. Аудиторскую проверку рекомендуется назначать в соответствии с решением (приказом, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

24. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:

предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, опросы, собеседования;

разработка и утверждение программы аудиторской проверки;

формирование аудиторской группы.

25. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

26. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

27. Программа аудиторской проверки содержит:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

Примерная (рекомендуемая) форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

28. При подготовке к проведению аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из должностных лиц, работников, соответствующих условиям пункта 9 настоящих Методических рекомендаций, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.

29. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:

а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;

б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.

III. Проведение аудиторских проверок

30. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.

31. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:

наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;

содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, соответствие их квалификации установленным требованиям;

укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

разграничение между сотрудниками обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;

доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;

учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;

своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;

учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;

наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.

32. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:

организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;

понимание сотрудниками значимости осуществления внутреннего финансового контроля;

применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.

33. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:

непрерывность ведения бюджетного учета;

укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующего бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;

наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;

наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;

правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;

правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;

соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;

организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;

наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности контроля главного администратора бюджетных средств за соблюдением подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;

надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;

наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита.

34. Аудит достоверности бюджетной отчетности рекомендуется проводить в отношении:

годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

бюджетной отчетности иного объекта аудита за 9 месяцев текущего финансового года и (или) годовой бюджетной отчетности этого объекта аудита до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности рекомендуется в обязательном порядке применять методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении. Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (к операциям с низкими рисками методы аудита могут не применяться).

В целях настоящих Методических рекомендаций под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение такого показателя более чем на 10% или превышающее 1,5 миллиона рублей.

35. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:

соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;

качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;

равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;

обоснованность выбора способов размещения государственных (муниципальных) закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;

наличие и качество методики определения объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения целей бюджетного выравнивания;

обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

обоснованность показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

сопоставление расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;

отклонение стоимости единицы государственной (муниципальной) услуги (работы), оказанной в рамках государственного (муниципального) задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;

прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ);

сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;

наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

36. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

37. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

38. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:

а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;

д) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

е) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

ж) копии обращений, направленных органам государственного (муниципального) финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

з) акт аудиторской проверки.

39. Главный администратор (администратор) бюджетных средств устанавливает основания для приостановления и продления аудиторских проверок.

40. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и направляется (вручается) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

41. Главный администратор (администратор) бюджетных средств устанавливает форму акта аудиторской проверки, порядок направления (вручения) и сроки его рассмотрения объектом аудита. Примерная (рекомендуемая) форма акта приведена в Приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

IV. Реализация результатов аудиторских проверок

и отчетность

42. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках — рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности объекта аудита;

г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски не эффективного использования бюджетных средств.

43. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля отражают мнение аудиторской группы о способности системы внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

44. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

а) наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

в) наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;

г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков;

д) наличие (отсутствие) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля.

45. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

а) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;

б) полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;

в) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита;

г) наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.

46. Примерная (рекомендуемая) форма Отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

47. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе принять одно или несколько из решений:

а) о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур главным администратором (администратором) бюджетных средств, разработки плана устранения выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями аудиторов, и его реализации;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупции, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность.

48. Руководителю объекта аудита рекомендуется обеспечить разработку плана по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и мониторинг его выполнения.

49. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:

получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;

оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;

подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.

50. Субъекты внутреннего финансового аудита осуществляют составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

51. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

52. Примерная (рекомендуемая) форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

53. Главный администратор бюджетных средств устанавливает порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель главного

администратора бюджетных средств

___________ ___________________

(подпись) (расшифровка)

«__» __________________ 20__ г.

ПЛАН

внутреннего финансового аудита

на 20__ год

Коды

от «__» _______ 20__ г.

Дата

Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

_____________________

Глава по БК

Субъект внутреннего финансового аудита

Наименование бюджета

_____________________

по ОКТМО

Тема аудиторской проверки

Объекты аудита

Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)

Проверяемый период

Срок проведения аудиторской проверки

1

2

3

4

5

Руководитель субъекта _____________ ___________ __________________

внутреннего финансового аудита (должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

«__» __________ 20__ г.

Приложение

к Приложению N 1

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

I. Определение значений приоритетности направлений аудита

системы внутреннего финансового контроля, экономности

и результативности использования бюджетных средств

Наименование направления аудита

Оценка по критерию отбора:

Итоговое значение

объем бюджетных ассигновании, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств

существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки

период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки

полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок

наличие существенных изменений бюджетного законодательства, принятых в течение проверяемого периода

опыт и квалификация сотрудников подразделений, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур)

33% <*>

26%

18%

13%

7%

3%

1

2

3

4

5

6

7

8

Направление N 1

6 <**>

5

9

2

9

5

5,94

Направление N 2

8

4

6

9

7

8

6,66

Направление N 3

3

6

4

7

5

4

4,65

.....

--------------------------------

В примере заполнения таблицы:

<*> Вес критерия отбора в итоговом значении приоритетности.

<**> Шкала оценки по критерию установлена от 0 до 10. Пороговое значение равно 6.

II. Определение значений приоритетности объектов аудита

достоверности бюджетной отчетности

Наименование объекта аудита

Оценка по критерию отбора:

Итоговое значение

объем активов (обязательств) объекта аудита в проверяемом периоде

существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки

полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности

период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки

организация внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности

опыт и квалификация сотрудников, осуществляющих ведение бюджетного учета и отчетности

33% <*>

26%

18%

13%

7%

3%

1

2

3

4

5

6

7

8

Объект аудита N 1

7 <**>

5

9

2

9

5

6,27

Объект аудита N 2

3

6

6

9

7

8

5,53

Объект аудита N 3

9

6

4

7

5

4

6,63

.....

--------------------------------

В примере заполнения таблицы:

<*> Вес критерия отбора в итоговом значении приоритетности.

<**> Шкала оценки по критерию установлена от 0 до 10. Пороговое значение равно 6.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

____________________________________

(наименование субъекта внутреннего

финансового аудита)

____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата

Программа аудита

_________________________________

(тема аудиторской проверки)

1. Объекты аудита: ________________________________________________________

2. Основание для проведения аудиторской проверки: _________________________

___________________________________________________________________________

(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, N пункта плана

внутреннего финансового аудита)

3. Вид аудиторской проверки: ______________________________________________

4. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________________

5. Перечень вопросов, подлежащих к изучению в ходе аудиторской проверки:

5.1. ______________________________________________________________________

5.2. ______________________________________________________________________

5.3. ______________________________________________________________________

6. Описание аудиторских процедур:

6.1. ______________________________________________________________________

6.2. ______________________________________________________________________

7. Ответственные исполнители:

7.1. ______________________________________________________________________

7.2. ______________________________________________________________________

8. Сроки проведения аудиторских процедур:

8.1. ______________________________________________________________________

8.2. ______________________________________________________________________

Руководитель аудиторской группы

(ответственный работник)

________________________________ ________________ __________________

(должность) подпись Ф.И.О.

дата

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

АКТ N _______

по результатам аудиторской проверки

___________________________________________________________________________

(тема аудиторской проверки)

___________________________________________________________________________

(проверяемый период)

__________________________ ________________

(место составления Акта) (дата)

Во исполнение _________________________________________________________

(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки,

N пункта плана)

в соответствии с Программой _______________________________________________

(реквизиты Программы аудиторской проверки)

группой в составе:

Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской

группы) — должность руководителя аудиторской группы,

(в творительном падеже)

Фамилия, инициалы участника аудиторской группы — должность участника

аудиторской группы,

(в творительном падеже)

...

проведена аудиторская проверка

___________________________________________________________________________

(область аудиторской проверки)

___________________________________________________________________________

(проверяемый период)

Вид аудиторской проверки: _________________________________________________

Срок проведения аудиторской проверки: _____________________________________

Методы проведения аудиторской проверки: ___________________________________

___________________________________________________________________________

Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

........

Краткая информация об объектах аудита.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Проверка проведена в присутствии

___________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя объекта аудита (иных уполномоченных лиц))

(заполняется в случае осуществления проверки по месту нахождения

объекта аудита)

В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.

По вопросу N 1 ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

По вопросу N 2 ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

.......

Краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе

исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Должность руководителя аудиторской группы

(ответственного работника)

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

дата

Участники аудиторской группы:

Должность участника аудиторской группы

(ответственного работника)

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

дата

......

......

......

Один экземпляр Акта получен для ознакомления:

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

___________________________________________ _____________

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

дата

«Ознакомлен(а)»

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

Один экземпляр Акта получен:

Должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица)

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного лица))

объекта аудита от подписи

От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта)

________________________________________________________________ отказался.

(должность руководителя объекта аудита

(иного уполномоченного лица))

Должность руководителя

(руководитель аудиторской группы)

___________________________________________ _____________ _________________

(должность) подпись Ф.И.О.

дата

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

ОТЧЕТ

о результатах проверки

___________________________________________________________________________

(полное наименование объекта аудиторской проверки)

1. Основание для проведения аудиторской проверки: _________________________

___________________________________________________________________________

(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, N пункта плана

внутреннему финансовому аудиту)

2. Тема аудиторской проверки: _____________________________________________

3. Проверяемый период: ____________________________________________________

4. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________________

5. Цель аудиторской проверки: _____________________________________________

6. Вид аудиторской проверки: ______________________________________________

7. Срок проведения аудиторской проверки: __________________________________

8. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:

8.1. ______________________________________________________________________

8.2. ______________________________________________________________________

8.3. ______________________________________________________________________

.........

.........

9. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(кратко излагается информация о выявленных в ходе

аудиторской проверки недостатках и нарушениях

(в количественном и денежном выражении), об условиях

и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных

рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов

Программы проверки)

10. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта проверки,

изложенные по результатам проверки:

___________________________________________________________________________

(указывается информация о наличии или отсутствии возражений;

при наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений)

(номер, дата, количество листов приложенных к Отчету возражений))

11. Выводы:

11.1. _____________________________________________________________________

(излагаются выводы о степени надежности внутреннего

финансового контроля)

11.2. _____________________________________________________________________

(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчетности

и соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита

методологии и стандартам бюджетного учета)

12. Предложения и рекомендации:

___________________________________________________________________________

(излагаются предложения и рекомендации по устранению

выявленных нарушений и недостатков, принятию мер

по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты

внутреннего финансового контроля и (или) предложения

по повышению экономности и результативности использования

бюджетных средств)

Приложения:

1. Акт проверки ___________________________________________________________

(полное наименование объекта аудиторской проверки)

на ______ листах в 1 экз.

2. Возражения к Акту проверки

___________________________________________________________________________

(полное наименование объекта аудиторской проверки)

на _______ листах в 1 экз.

Руководитель субъекта аудита

(иное уполномоченное лицо)

__________________________________ ______________ _________________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

дата

Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового контроля

ОТЧЕТНОСТЬ

о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

КОДЫ

на 1 _________ 20__ г.

Дата

Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

_________________

Глава по БК

Наименование бюджета

__________________

по ОКТМО

Периодичность: годовая

1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита

Наименование показателя

Код строки

Значения показателя

1

2

3

Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек

010

из них:

фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита

011

Количество проведенных аудиторских проверок, единиц

020

в том числе:

в отношении системы внутреннего финансового контроля

021

достоверности бюджетной отчетности

022

экономности и результативности использования бюджетных средств

023

Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц

030

из них:

количество проведенных плановых аудиторских проверок

031

Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц

040

Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц

050

из них:

количество исполненных рекомендаций

051

Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц

060

из них:

количество исполненных предложений

061

2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.

Наименование показателя

Код строки

Количество (единиц)

Объем (тыс. руб.)

Динамика нарушений и недостатков

(тыс. руб.)

(%)

1

2

3

4

5

6

Нецелевое использование бюджетных средств

010

Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования)

020

Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством

030

Нарушения правил ведения бюджетного учета

040

Нарушения порядка составления бюджетной отчетности

050

Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями

060

Нарушения порядка администрирования доходов бюджета

070

Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов

080

Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля

090

X

X

Прочие нарушения и недостатки

100

Пояснительная записка

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководитель субъекта внутреннего

финансового аудита ____________ ___________ ____________

(должность) (подпись) (расшифровка

подписи)

«__» _______________ 20__ г.

Приложение

к Приложению N 5

к Методическим рекомендациям

по осуществлению внутреннего

финансового аудита

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. В годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее — Отчетность), отражаются сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита.

2. Отчетным периодом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

3. Отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о проведенных субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, информации органов государственного финансового контроля (Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства) о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. В Отчет включаются сведения по аудиторским проверкам, завершенным в отчетном периоде независимо от даты их начала.

4. Суммовые показатели отражаются в тысячах рублей с точностью до первого десятичного знака.

5. Отчетность представляется с Пояснительной запиской, включающей:

— сведения о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита, правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, по каждому направлению аудиторских проверок (аудит надежности системы внутреннего финансового контроля, аудит достоверности бюджетной отчетности, аудит результативности и экономности использования бюджетных средств);

— сведения о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц, а также мерах по обеспечению надлежащего качества осуществления внутреннего финансового аудита;

— сведения об обеспеченности ресурсами (материальными и финансовыми), состав основных фондов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, и их техническом состоянии;

— информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете;

— информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, не нашедшая отражения в отчете, в том числе:

а) описание по каждому направлению аудиторских проверок рекомендаций (заключений), предложений, направленных объектам аудита, причин их неисполнения в случае их наличия;

б) описание бюджетных рисков, в отношении которых проводились контрольные действия в ходе внутреннего финансового контроля, а также значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля, и предпринимаемых по ним мер;

в) описание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, и принятых по ним мер.- иную информацию о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление внутреннего финансового аудита, не нашедшую отражения в отчете.

6. Данные отражаются по следующим разделам Отчета:

общие сведения о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;

сведения о выявленных нарушениях и недостатках.

7. В разделе 1 «Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита» по строкам 010 — 061 отражаются общие сведения об осуществлении внутреннего финансового аудита в отчетном периоде. В графе 3 по каждому показателю указывается значения в установленных единицах измерения.

8. В разделе 2 «Сведения о выявленных нарушениях и недостатках при осуществлении внутреннего финансового аудита» в сроках 010 — 020 по каждому показателю:

в графе 3 указывается количество выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;

в графе 4 указывается объем выявленных нарушений (недостатков) по результатам проведения аудиторских проверок в отчетном году;

в графах 5 — 6 указывается рост (снижение) объема нарушений (недостатков), выявленных субъектом внутреннего финансового аудита и органами государственного финансового контроля (Счетной палатой Российской Федерации, Федеральным казначейством) в отчетном году, по отношению к предыдущему году, в абсолютных и относительных величинах соответственно.

Возврат к списку

Реклама