Минприроды России Письмо от 16 марта 2017 г. N Ас-10-02-36/5284 Об исполнении нормативов утилизации
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
ОТ 16 МАРТА 2017 Г. N АС-10-02-36/5284
ОБ ИСПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий, установленных в сфере ответственности производителей, импортеров товаров, направленной на обеспечение утилизации отходов, от использования товаров, после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора направляет для руководства и использования в работе следующую информацию.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 N
При этом согласно ч. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N
В силу положений ч. 3 ст. 24.2 Закона N
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 24.2 Закона N
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 24.5 Закона N
Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих, утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 (далее — Правила представления отчетности), Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее — Порядок Декларирования), а Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 (далее — Правила взимания экологического сбора).
Положениями ч. 12 ст. 24.2 Закона N
Согласно ч. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N
При этом учет товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с этим, ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Учитывая смысл определения «товар», установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, норматив утилизации устанавливается для каждой группы товаров в процентах от общего количества:
для производителей товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации — произведенных товаров;
для импортерами товаров — товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;
за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.
В соответствии со ст. 1 Закона N
В силу положений ч. 4 ст. 24.2 Закона N
При этом в случае осуществления непосредственно самими производителем, импортером товаров утилизации, а также в случае передачи отходов на основании заключенных договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) необходимо обращать внимание на наличие у таких природопользователей лицензии на деятельность по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее — лицензия), выданной в части осуществления деятельности по утилизации отходов I — IV классов опасности.
Учитывая смысл понятия утилизации отходов, установленного ст. 1 Закона N
Дополнительно обращаю внимание, что как при осуществлении непосредственно самими производителем, импортером товаров утилизации отходов, так и в случае передачи отходов на основании заключенных договоров на оказание услуг по утилизации отходов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) необходимо обращать внимание на наличие у таких организаций необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, а также оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям, что закреплено пп. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Пунктом 9 ст. 24.2 Закона N
Согласно п. 13 Правил представления отчетности контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
В соответствии п. 14 Правил представления отчетности при осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: а) копии договоров — в случаях, установленных пунктом 2 настоящих Правил; б) копии акта (актов) утилизации отходов.
При этом при осуществлении надзорных мероприятий, предметом которых является соблюдение требований законодательства в сфере утилизации отходов, необходимо обращать внимание, что помимо копий договоров, копий акта (актов) утилизации отходов, подтверждением факта утилизации отходов являются документы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе акты выполненных работ, акты приема-передачи, иные документы, подтверждающие факт передачи отходов.
Также при осуществлении территориальными органами Росприроднадзора надзорных мероприятий в рамках экологического надзора, а также при проверке достоверности и полноты сведений, указанных в Отчетности, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты экологического сбора, целесообразно, помимо представленной информации, руководствоваться информацией, находящейся в его распоряжении (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты об обращении с отходами, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, форма федерального статистического наблюдения N
При выявлении нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в части исполнения норматива утилизации отходов, от использования товаров, после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора, привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших такие нарушения, как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности, предусмотренной в том числе ч. 1 ст. 29 Закона N
А.Г.СИДОРОВ