Минпросвещения России 10 Апреля 2019 г. N АН-439/09 ФАС России 9 Апреля 2019 г. N МЕ/28771/19 Письмо
О ПОЗИЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСУ
О НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАКУПКИ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
ОБЪЕКТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОМПЛЕКСНОМУ
ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ УКАЗАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РАЗЛИЧНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ
Во исполнение пункта 3 подраздела II «Образование» Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.08.2018 N
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. — 2009. — N 18. — С. 2 — 77. — Ред.
Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.
При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.
Обращаем внимание, что с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
С учетом вышеизложенного, по мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Закона о контрактной системе, а также в целях недопущения ограничения количества участников закупки и ограничения конкуренции закупку работ по строительству общеобразовательных объектов и закупку товаров в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений необходимо осуществлять различными процедурами.
Заместитель министра просвещения
Российской Федерации
А.В.НИКОЛАЕВ
Заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
М.Я.ЕВРАЕВ