Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 12 февраля 2020 г. N 02-06-07/9319

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 февраля 2020 г. N 02-06-07/9319

О ПЕРЕДАЧЕ
ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВЕДЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО (БУХГАЛТЕРСКОГО) УЧЕТА
И БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными (муниципальными) учреждениями, государственными органами, органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Согласно Бюджетному кодексу осуществление бюджетного учета, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности осуществляется при реализации бюджетного процесса участниками бюджетного процесса в рамках возложенных на них бюджетных полномочий.

Согласно части 5 статьи 152 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом, в том числе полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, осуществляются участниками бюджетного процесса при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 Бюджетного кодекса.

Одним из основополагающих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с указанным принципом организация ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе единых принципов, установленных Министерством финансов Российской Федерации в рамках единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Указанное положение соответствует нормам, предусмотренным Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ (далее — Закон N 199-ФЗ).

Согласно положениям Бюджетного кодекса в редакции Закона N 199-ФЗ передача бюджетного полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности осуществляется согласно:

решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятого в целях создания централизованной модели ведения учета (пункт 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса);

решению руководителя получателя бюджетных средств (администратора бюджетных средств — казенного учреждения), принятого по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств с учетом положений бюджетного законодательства (пункт 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса).

При принятии соответствующих решений о передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности иной организации необходимо обеспечить возможность реализации всей совокупности бюджетных процедур, предусмотренных бюджетным законодательством при организации бюджетного процесса.

Согласно бюджетному законодательству в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, осуществляется государственный финансовый контроль, внутренний финансовый аудит (далее — аудит соответствия учета и отчетности нормативным требованиям законодательства).

Кроме того, целью внутреннего финансового аудита является оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого при исполнении бюджетных полномочий, к которым, в частности, относится ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, и подготовка предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Следует особо отметить, что бюджетное законодательство предусматривает возможность передачи полномочий получателя бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита исключительно главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Указанное положение создает условие, позволяющее главному администратору средств бюджета формировать консолидированную отчетность об исполнении бюджета на основе отчетности получателей бюджетных средств, подтвержденной результатами аудита соответствия учета и отчетности нормативным требованиям законодательства.

Принимая во внимание изложенное, принятие получателями бюджетных средств решения о передаче своих полномочий по ведению учета, составлению бюджетной отчетности допускается при условии возложения таких полномочий на иную организацию — участника бюджетного процесса (казенное учреждение).

Кроме того, в целях реализации принципа эффективности использования бюджетных средств при принятии решения о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности следует опираться на необходимость создания условий по повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе посредством реализации единой организационно-информационной модели централизации бюджетных полномочий, основанной на использовании единой интегрированной информационной среды и обеспечения непрерывности выполнения бюджетных полномочий.

В целях недопущения передачи бюджетных полномочий на условиях срочных контрактов (договоров), не позволяющих реализовать в полной мере предусмотренные бюджетным законодательством бюджетные принципы, а также бюджетные полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту, Министерством финансов Российской Федерации в настоящее время подготавливаются изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение в положение пункта 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса нормы, уточняющей право передачи получателями бюджетных средств своих полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности по соглашению иному государственному (муниципальному) учреждению.

Т.Г.НЕСТЕРЕНКО

Возврат к списку

Реклама