Письмо Минфина России от 13 февраля 2020 г. № 02-06-10/10061
Вопрос: О первоначальной стоимости объектов НМА при их приобретении в рамках госконтракта и оплате обязательств при его неисполнении (ненадлежащем исполнении) исполнителем.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2020 г. № 02-06-10/10061
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу об определении первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при принятии к бюджетному учету в случае предъявления исполнителю по государственному контракту требований об уплате штрафных санкций (неустойки) и сообщает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.12.2011 №
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (статья 5 Федерального закона №
Согласно пункту 23 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
При этом в соответствии с Инструкцией № 157н первоначальной стоимостью нефинансовых активов признается сумма фактических затрат при их приобретении в результате обменных операций, создании нефинансовых активов (нематериальных активов) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), включая расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) нефинансового актива (нематериального актива) и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Таким образом, первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (фактическими вложениями в нематериальные активы) при их приобретении в рамках государственного контракта признается сумма фактических затрат на создание нематериального актива в объеме фактически выполненных работ, подтвержденных актами выполненных работ или иными документами, предусмотренными контрактом.
Согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств.
При этом оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных обязательств, принятых по государственному контракту, осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу исполнителя контракта, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
В соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Таким образом, формирование фактически произведенных капитальных вложений в нематериальные активы осуществляется в объеме принятых денежных обязательств по расходам на создание (приобретение) нематериальных активов вне зависимости от способа исполнения принятых обязательств (посредством прямого платежа, платежа по поручению исполнителя контракта и на условиях контракта в доход бюджета, зачетом встречных требований согласно судебному решению, иным способом, предусмотренным законодательством).
При этом уменьшение фактических капитальных вложений в нефинансовые активы, сформированных в объеме предъявленных поставщиком требований за выполненные работы (в объеме принятых денежных обязательств), возможно только при условии уменьшения указанных обязательств (суммы государственного контракта (договора)) и уменьшения объема выполненных работ (при неизменной цене государственного контракта (договора)).
Принимая во внимание тот факт, что запрос не содержит в себе информацию об изменении объема денежных обязательств (цены контракта), уменьшение капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость нематериальных активов (фактически произведенных затрат в нематериальные активы), не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим ведение учета (порядок признания нематериальных активов).
Согласно пункту 6 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 № 32н, доходы от необменных операций, в том числе доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, являются отдельными учетными группами доходов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
В отношении уплаты неустойки кредитору — публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственным (муниципальным) контрактам относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 Бюджетного кодекса, подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В целях оплаты денежного обязательства государственного заказчика — получателя бюджетных средств по государственному контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств по уплате штрафных санкций условиями государственного контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса, что исполнение обязательства исполнителя по государственному контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного заказчика.
Оплата государственного контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного контракта.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному контракту осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.
Указанная позиция по порядку оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам доведена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2011 № 02-11-00/5959.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
13.02.2020