Письмо от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г. (далее — поручение), Минпросвещения России подготовлены и согласованы с Минюстом России методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.
Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.
Д.Е.ГРИБОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения.
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями.
В настоящих методических рекомендациях используется терминология, содержащаяся в Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №
восстановительное правосудие — новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;
восстановительный подход — использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;
медиация — способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора;
медиативный подход — подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием — деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.
Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.
Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.
В настоящих методических рекомендациях предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.
Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:
1) медиативной модели — службы школьной медиации;
2) восстановительной модели — школьные службы примирения;
3) ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики;
4) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;
5) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
6) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
7) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
8) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.
2. Функционирование и развитие служб медиации в образовательных организациях
В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее — СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:
1) положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются);
2) план работы СШМ;
3) журнал учета обращений в СШМ.
Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из «групп равных». «Группы равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам (например: «Программа воспитания и социализации обучающихся»).
Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе «Школьный медиатор» <2> 72 академических часа. Рекомендуются следующие базовые темы программы:
--------------------------------
— понятие конфликта;
— способы разрешения конфликтов и споров;
— стратегии поведения в конфликте;
— восприятие и коммуникация;
— принципы и понятийный аппарат медиативного подхода;
— ценности и понятийный аппарат восстановительного подхода;
— техники и инструменты, используемые в работе СШМ (техники и инструменты, используемые в медиации, медиативная беседа, восстановительная беседа, круги сообществ, семейная конференция).
Специалист СШМ образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи техник и инструментов, используемых в работе СШМ. Одновременно специалист СШМ проводит обучение в «группах равных» и занимается информационно-просветительской деятельностью со всеми участниками образовательных отношений (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, родительских собраниях, коллегиальных совещаниях).
Координатором СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который прошел обучение и является специалистом СШМ. Рекомендуется проводить ежегодную ротацию роли координатора СШМ между специалистами СШМ. Координатор СШМ осуществляет координацию действий по плану работы СШМ в образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели СШМ:
1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);
3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
Задачи СШМ:
1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;
2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;
3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;
4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;
6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;
7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.
Деятельность СШМ осуществляется с учетом:
— добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных». Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;
— конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из «группы равных». Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
— нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имея) из «группы равных»;
— равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;
— взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных»;
— ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
(Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ, приведены в приложении <3> к методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 19).
--------------------------------
<3> Приложение к методическим рекомендациям в таблице «Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ».
Особенности организации СШМ.
СШМ может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).
При функционировании СШМ рекомендуется учитывать следующие особенности участия обучающихся:
— мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в «группе равных», в индивидуальных и совместных встречах со специалистом(-ми) СШМ;
— возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных представителей)), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в целом на разрешение ситуации;
— быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их разрешении.
Специалисту СШМ рекомендуется проявлять внимание к потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных», а также готовность к различным реакциям как со стороны родителей (законных представителей) так и со стороны самих обучающихся.
Для эффективного функционирования СШМ рекомендуется осознанное понимание представителями администрации образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирующих организаций, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие) важности независимой позиции СШМ.
С целью оказания поддержки СШМ в ее функционировании или ее развитии рекомендуется осуществлять взаимодействие между службами медиации из других образовательных организаций и/или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с региональными службами медиации (если таковые созданы).
3. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях
В целях реализации восстановительного подхода рекомендуется создавать Школьные службы примирения (далее — ШСП) — это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации. ШСП помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.
ШСП рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях организации работы ШСП утверждается положение о ШСП, которое важно согласовать с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются).
В ШСП могут входить:
1) один или несколько обученных взрослых — ведущих восстановительных программ, один из которых назначется куратором (руководителем) ШСП;
2) как правило, команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками.
В деятельности службы могут принимать участие представители родительского сообщества.
Школьников-волонтеров ШСП обучают на тренингах.
Для создания ШСП предлагается:
1) выбрать одного или нескольких человек, заинтересованных в работе ШСП;
2) провести их обучение у практикующих ведущих восстановительных программ в сфере образовательных отношениях;
3) разработать механизмы передачи информации о конфликтах и правонарушениях в службу примирения;
4) разработать формы учета результатов проведения восстановительной программы (журнал поступления заявок и форму фиксации результата восстановительной программы).
При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
Куратору (руководителю) ШСП и ведущим восстановительных программ рекомендуется:
1) повышение квалификации по программе «Школьные службы примирения» <4> 72 академических часа у специалистов по восстановительному правосудию, имеющих собственную практику проведения восстановительных программ в образовательных организациях;
--------------------------------
2) участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.
Цели ШСП:
1) содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними;
2) разрешение конфликтных ситуаций;
3) профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
4) нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода.
ШСП опираются на восстановительный подход, включающий теоретическую основу и набор способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния. В рамках восстановительного подхода могут разрешаться и сложные коммуникативные ситуации, направленные на восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации восстановительного подхода является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации.
Задачи ШСП:
1) организация деятельности на основе принципов проведения восстановительных программ;
2) снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
3) обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;
4) содействие формированию ценностей примирения у педагогов, представителей администрации образовательной организации, обучающихся, законных представителей и ближайшего социального окружения несовершеннолетнего;
5) поддержка деятельности существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, классные часы и иные) на основе ценностей примирения.
Восстановительный подход реализуется в восстановительных программах (восстановительная медиация, семейная конференция, круг сообщества). Ведущий восстановительных программ — специалист и/или школьник-волонтер, обученный проведению восстановительных программ. Позиция ведущего восстановительных программ является нейтральной по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на общественно опасное деяние несовершеннолетнего. Ведущий восстановительных программ в коммуникации занимает понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга, находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.
Ценности примирения:
1) принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда;
2) восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
3) прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;
4) ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
5) выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;
6) планирование сторонами конфликта их конкретных действий — кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;
7) помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана).
Деятельность ШСП осуществляется с учетом:
нейтрального отношения ведущего и самостоятельного нахождения решения самими участниками ситуации. Ведущий не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта. Ведущий не является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на урегулирование ситуации в рамках восстановительного подхода и ценностей примирения;
добровольного участия в восстановительной программе. Допускается направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди принимают добровольно;
конфиденциальности восстановительной программы — за ее пределы выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности);
информированности сторон ведущим восстановительной программы о сути программы, ее процессе и возможных последствиях;
ответственного отношения сторон за результат, а ведущего — за организацию процесса и за безопасность участников на встрече;
заглаживание вреда — при совершении общественно опасных деяний ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда.
Основные восстановительные программы.
В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать восстановительную медиацию, в которой помимо ведущих обычно участвуют от 2 до 6 человек. Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше подходят технологии Семейный совет и Круги сообществ <5>. Ниже представлены основные программы и типичные ситуации, в которых они применяются.
--------------------------------
<5> http://sprc.ru/wp-co№te№t/uploads/2018/11/Sbor№ik-2018-web.pdf; http://sprc.ru/wp-co№te№t/uploads/2012/11/Круги-сообществ.pdf.
С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения.
Ситуация |
Восстановительная программа |
Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее. |
Восстановительная медиация. |
Конфликт между родителем обучающегося и педагогом. * |
Восстановительная медиация. |
Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей обучающихся класса. Класс «поделился» на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля). * |
Круг сообщества. |
Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д. * |
Профилактические восстановительные программы. |
Конфликт между педагогами. * |
Восстановительная медиация. |
Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы. * |
Школьно-родительский совет |
Конфликт в семье. * |
Восстановительная медиация. |
Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д. * |
Семейный совет (семейная конференция). |
Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом. * |
Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция). |
Напряженные отношения в «педагогической команде» (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.). * |
Круг сообщества. |
Кроме того, может применяться комплекс восстановительных программ. Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в классе, при потере управления классом с помощью проведения Круга сообщества.
ШСМ также может: организовывать мероприятия по снижению конфликтности учеников, повышать квалификацию педагогов и специалистов в рамках восстановительного подхода, создавать пространство для конструктивного партнерства родителей обучающихся и педагогов (классных руководителей), поддерживать атмосферу сотрудничества в образовательной организации, укреплять связи в сообществе.
Примерные этапы примирительной программы:
1) получение информации о происшествии или запроса;
2) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;
3) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;
4) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
Взаимодействие служб примирения образовательных организаций и территориальных служб примирения может способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации. Оценка качества проведения восстановительных программ на соответствие деятельности ведущего концепции и ценностям восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального сообщества.
4. Функционирование и развитие сети служб медиации/примирения
Службы медиации и службы примирения, как и их участники, могут образовывать сообщества, ассоциации, объединения, которые будут входить в сеть служб медиации/примирения (далее — Сеть). Цель функционирования и развития Сети, заключается в обеспечении взаимодействия между службами медиации/примирения (далее — Сетевое взаимодействие). Сетевое взаимодействие направлено на обеспечение содержательной и организационной поддержки развитию служб.
В целях Сетевого взаимодействия представляется целесообразным:
включить работу школьных служб медиации/примирения в региональные грантовые программы (при их наличии);
обеспечить обучение специалистов по программам повышения квалификации в сфере восстановительного подхода и медиации в системе образования с обязательным привлечением к проведению обучения специалистов, имеющих восстановительную и/или медиативную практику в сфере образования;
поддержать обучение основам восстановительного подхода и медиации заинтересованных обучающихся;
включить темы школьных служб медиации/примирения в конкурсы профессионального мастерства педагогических работников;
осуществлять мониторинг основных показателей проведения восстановительных программ и медиации;
поддерживать профессиональное сообщество специалистов медиативных и восстановительных практик в сфере образования, проводить регулярные региональные конференции, семинары и другие мероприятия;
рассмотреть возможность включения работы по проведению восстановительных программ и медиации в существующие в субъекте Российской Федерации формы отчетности работы специалистов образовательной сферы.
Приложение
Таблица «Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ»
Индивидуальные, раздельные встречи (консультации, подготовка к совместным встречам) с участниками образовательных отношений |
Совместные встречи с участниками образовательных отношений |
Обучение в «группах равных» |
||
Отдельные участники образовательных отношений (например: между обучающимся и обучающимся, педагогом и обучающимся, родителем обучающегося (законным представителем) и классным руководителем, заместителем руководителя по воспитательной работе и специалистом образовательной организации и иными) |
Семьи, близких родственников, заинтересованных лиц из социального окружения обучающегося |
Групп участников образовательных отношений (группы: родителей, одноклассников, коллег и иных) |
||
1 |
2 |
3 |
||
техника активного слушания (петля понимания, резюмирование, обобщение, рефрейминг); техника работы с интересами; техника работы с чувствами; техника задавания вопросов; медиативная беседа; восстановительная беседа |
техника активного слушания; техника задавания вопросов; техника работы с интересами; техника работы с чувствами; медиативная беседа; восстановительная беседа |
техника активного слушания; техника задавания вопросов; техника работы с интересами; техника работы с чувствами; семейная конференция |
техника активного слушания; техника задавания вопросов; техника работы с интересами; техника работы с чувствами; круги сообществ |
техника активного слушания; техника задавания вопросов; техника работы с интересами; техника работы с чувствами круги сообществ |
<Письмо> Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») {КонсультантПлюс}