Письмо от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2020 г. № ДГ-375/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г. (далее — поручение), Минпросвещения России подготовлены и согласованы с Минюстом России методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.

Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.

Д.Е.ГРИБОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения.

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями.

В настоящих методических рекомендациях используется терминология, содержащаяся в Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р <1>:

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 32, ст. 4557; 2018, № 37, ст. 5780).

восстановительное правосудие — новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;

восстановительный подход — использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;

медиация — способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора;

медиативный подход — подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием — деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.

Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.

Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.

В настоящих методических рекомендациях предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.

Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:

1) медиативной модели — службы школьной медиации;

2) восстановительной модели — школьные службы примирения;

3) ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики;

4) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;

5) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;

6) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;

7) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;

8) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.

2. Функционирование и развитие служб медиации в образовательных организациях

В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее — СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:

1) положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются);

2) план работы СШМ;

3) журнал учета обращений в СШМ.

Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из «групп равных». «Группы равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам (например: «Программа воспитания и социализации обучающихся»).

Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе «Школьный медиатор» <2> 72 академических часа. Рекомендуются следующие базовые темы программы:

--------------------------------

<2> http://fedim.ru/wp-co№te№t/uploads/2020/02/Tipovaya-Programma-podgotovki-shkol№ogo-mediatora-72-ch.p....

— понятие конфликта;

— способы разрешения конфликтов и споров;

— стратегии поведения в конфликте;

— восприятие и коммуникация;

— принципы и понятийный аппарат медиативного подхода;

— ценности и понятийный аппарат восстановительного подхода;

— техники и инструменты, используемые в работе СШМ (техники и инструменты, используемые в медиации, медиативная беседа, восстановительная беседа, круги сообществ, семейная конференция).

Специалист СШМ образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи техник и инструментов, используемых в работе СШМ. Одновременно специалист СШМ проводит обучение в «группах равных» и занимается информационно-просветительской деятельностью со всеми участниками образовательных отношений (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, родительских собраниях, коллегиальных совещаниях).

Координатором СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который прошел обучение и является специалистом СШМ. Рекомендуется проводить ежегодную ротацию роли координатора СШМ между специалистами СШМ. Координатор СШМ осуществляет координацию действий по плану работы СШМ в образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цели СШМ:

1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);

3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.

Задачи СШМ:

1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;

2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;

3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;

4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;

6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;

7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.

Деятельность СШМ осуществляется с учетом:

— добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных». Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;

— конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из «группы равных». Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;

— нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имея) из «группы равных»;

— равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;

— взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных»;

— ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.

(Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ, приведены в приложении <3> к методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 19).

--------------------------------

<3> Приложение к методическим рекомендациям в таблице «Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ».

Особенности организации СШМ.

СШМ может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).

При функционировании СШМ рекомендуется учитывать следующие особенности участия обучающихся:

— мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в «группе равных», в индивидуальных и совместных встречах со специалистом(-ми) СШМ;

— возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных представителей)), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в целом на разрешение ситуации;

— быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их разрешении.

Специалисту СШМ рекомендуется проявлять внимание к потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из «группы равных», а также готовность к различным реакциям как со стороны родителей (законных представителей) так и со стороны самих обучающихся.

Для эффективного функционирования СШМ рекомендуется осознанное понимание представителями администрации образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирующих организаций, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие) важности независимой позиции СШМ.

С целью оказания поддержки СШМ в ее функционировании или ее развитии рекомендуется осуществлять взаимодействие между службами медиации из других образовательных организаций и/или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с региональными службами медиации (если таковые созданы).

3. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях

В целях реализации восстановительного подхода рекомендуется создавать Школьные службы примирения (далее — ШСП) — это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации. ШСП помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.

ШСП рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях организации работы ШСП утверждается положение о ШСП, которое важно согласовать с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются).

В ШСП могут входить:

1) один или несколько обученных взрослых — ведущих восстановительных программ, один из которых назначется куратором (руководителем) ШСП;

2) как правило, команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками.

В деятельности службы могут принимать участие представители родительского сообщества.

Школьников-волонтеров ШСП обучают на тренингах.

Для создания ШСП предлагается:

1) выбрать одного или нескольких человек, заинтересованных в работе ШСП;

2) провести их обучение у практикующих ведущих восстановительных программ в сфере образовательных отношениях;

3) разработать механизмы передачи информации о конфликтах и правонарушениях в службу примирения;

4) разработать формы учета результатов проведения восстановительной программы (журнал поступления заявок и форму фиксации результата восстановительной программы).

При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.

Куратору (руководителю) ШСП и ведущим восстановительных программ рекомендуется:

1) повышение квалификации по программе «Школьные службы примирения» <4> 72 академических часа у специалистов по восстановительному правосудию, имеющих собственную практику проведения восстановительных программ в образовательных организациях;

--------------------------------

<4> www.8-926-145-87-01.ru/wp-co№te№t/uploads/2020/02/Программа-школьные-службы-примирения-на-72-часа.do....

2) участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.

Цели ШСП:

1) содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними;

2) разрешение конфликтных ситуаций;

3) профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

4) нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода.

ШСП опираются на восстановительный подход, включающий теоретическую основу и набор способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния. В рамках восстановительного подхода могут разрешаться и сложные коммуникативные ситуации, направленные на восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации восстановительного подхода является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации.

Задачи ШСП:

1) организация деятельности на основе принципов проведения восстановительных программ;

2) снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;

3) обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;

4) содействие формированию ценностей примирения у педагогов, представителей администрации образовательной организации, обучающихся, законных представителей и ближайшего социального окружения несовершеннолетнего;

5) поддержка деятельности существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, классные часы и иные) на основе ценностей примирения.

Восстановительный подход реализуется в восстановительных программах (восстановительная медиация, семейная конференция, круг сообщества). Ведущий восстановительных программ — специалист и/или школьник-волонтер, обученный проведению восстановительных программ. Позиция ведущего восстановительных программ является нейтральной по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на общественно опасное деяние несовершеннолетнего. Ведущий восстановительных программ в коммуникации занимает понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга, находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.

Ценности примирения:

1) принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда;

2) восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;

3) прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;

4) ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;

5) выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;

6) планирование сторонами конфликта их конкретных действий — кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;

7) помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана).

Деятельность ШСП осуществляется с учетом:

нейтрального отношения ведущего и самостоятельного нахождения решения самими участниками ситуации. Ведущий не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта. Ведущий не является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на урегулирование ситуации в рамках восстановительного подхода и ценностей примирения;

добровольного участия в восстановительной программе. Допускается направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди принимают добровольно;

конфиденциальности восстановительной программы — за ее пределы выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности);

информированности сторон ведущим восстановительной программы о сути программы, ее процессе и возможных последствиях;

ответственного отношения сторон за результат, а ведущего — за организацию процесса и за безопасность участников на встрече;

заглаживание вреда — при совершении общественно опасных деяний ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда.

Основные восстановительные программы.

В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать восстановительную медиацию, в которой помимо ведущих обычно участвуют от 2 до 6 человек. Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше подходят технологии Семейный совет и Круги сообществ <5>. Ниже представлены основные программы и типичные ситуации, в которых они применяются.

--------------------------------

<5> http://sprc.ru/wp-co№te№t/uploads/2018/11/Sbor№ik-2018-web.pdf; http://sprc.ru/wp-co№te№t/uploads/2012/11/Круги-сообществ.pdf.

С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения.

Ситуация

Восстановительная программа

Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее.

Восстановительная медиация.

Конфликт между родителем обучающегося и педагогом. *

Восстановительная медиация.

Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей обучающихся класса. Класс «поделился» на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля). *

Круг сообщества.

Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д. *

Профилактические восстановительные программы.

Конфликт между педагогами. *

Восстановительная медиация.

Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы. *

Школьно-родительский совет

Конфликт в семье. *

Восстановительная медиация.

Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д. *

Семейный совет (семейная конференция).

Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом. *

Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция).

Напряженные отношения в «педагогической команде» (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.). *

Круг сообщества.

Кроме того, может применяться комплекс восстановительных программ. Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в классе, при потере управления классом с помощью проведения Круга сообщества.

ШСМ также может: организовывать мероприятия по снижению конфликтности учеников, повышать квалификацию педагогов и специалистов в рамках восстановительного подхода, создавать пространство для конструктивного партнерства родителей обучающихся и педагогов (классных руководителей), поддерживать атмосферу сотрудничества в образовательной организации, укреплять связи в сообществе.

Примерные этапы примирительной программы:

1) получение информации о происшествии или запроса;

2) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;

3) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;

4) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.

Взаимодействие служб примирения образовательных организаций и территориальных служб примирения может способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации. Оценка качества проведения восстановительных программ на соответствие деятельности ведущего концепции и ценностям восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального сообщества.

4. Функционирование и развитие сети служб медиации/примирения

Службы медиации и службы примирения, как и их участники, могут образовывать сообщества, ассоциации, объединения, которые будут входить в сеть служб медиации/примирения (далее — Сеть). Цель функционирования и развития Сети, заключается в обеспечении взаимодействия между службами медиации/примирения (далее — Сетевое взаимодействие). Сетевое взаимодействие направлено на обеспечение содержательной и организационной поддержки развитию служб.

В целях Сетевого взаимодействия представляется целесообразным:

включить работу школьных служб медиации/примирения в региональные грантовые программы (при их наличии);

обеспечить обучение специалистов по программам повышения квалификации в сфере восстановительного подхода и медиации в системе образования с обязательным привлечением к проведению обучения специалистов, имеющих восстановительную и/или медиативную практику в сфере образования;

поддержать обучение основам восстановительного подхода и медиации заинтересованных обучающихся;

включить темы школьных служб медиации/примирения в конкурсы профессионального мастерства педагогических работников;

осуществлять мониторинг основных показателей проведения восстановительных программ и медиации;

поддерживать профессиональное сообщество специалистов медиативных и восстановительных практик в сфере образования, проводить регулярные региональные конференции, семинары и другие мероприятия;

рассмотреть возможность включения работы по проведению восстановительных программ и медиации в существующие в субъекте Российской Федерации формы отчетности работы специалистов образовательной сферы.

Приложение

Таблица «Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ»

Индивидуальные, раздельные встречи (консультации, подготовка к совместным встречам) с участниками образовательных отношений

Совместные встречи с участниками образовательных отношений

Обучение в «группах равных»

Отдельные участники образовательных отношений (например: между обучающимся и обучающимся, педагогом и обучающимся, родителем обучающегося (законным представителем) и классным руководителем, заместителем руководителя по воспитательной работе и специалистом образовательной организации и иными)

Семьи, близких родственников, заинтересованных лиц из социального окружения обучающегося

Групп участников образовательных отношений (группы: родителей, одноклассников, коллег и иных)

1

2

3

техника активного слушания (петля понимания, резюмирование, обобщение, рефрейминг);

техника работы с интересами;

техника работы с чувствами;

техника задавания вопросов;

медиативная беседа;

восстановительная беседа

техника активного слушания; техника задавания вопросов; техника работы с интересами; техника работы с чувствами; медиативная беседа; восстановительная беседа

техника активного слушания; техника задавания вопросов;

техника работы с интересами;

техника работы с чувствами;

семейная конференция

техника активного слушания; техника задавания вопросов;

техника работы с интересами;

техника работы с чувствами;

круги сообществ

техника активного слушания;

техника задавания вопросов;

техника работы с интересами;

техника работы с чувствами круги сообществ


<Письмо> Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») {КонсультантПлюс}

Возврат к списку

Реклама