Письмо Минпросвещения России от 21 мая 2020 г. № ГД-500/05
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2020 г. № ГД-500/05
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минпросвещения России направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса.
Д.Е.ГЛУШКО
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ
К ПОЭТАПНОМУ ПОЛНОМУ ИЛИ ЧАСТИЧНОМУ ВОЗОБНОВЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Минпросвещения России подготовило рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса, в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее — Рекомендации).
Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования (далее — ПОО), необходимо учитывать в работе настоящие Рекомендации, а также в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019), усилить работу по вопросу трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — выпускники с инвалидностью и ОВЗ).
Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, за последние годы процент трудоустройства изменился от 55,8% в 2017 г. до 62,2% в 2018 г.
Согласно форме статистической отчетности СПО-1 ориентировочный выпуск в 2020 году составит 738,4 тыс. выпускников.
А. Предлагаемые меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников ПОО.
1. Создание координационного органа на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
2. В целях содействия трудоустройству выпускников предлагаем использовать возможности Центров опережающей профессиональной подготовки (далее — ЦОПП), в которых должно осуществляться взаимодействие с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
В ЦОППах необходимо формировать аналитические центры, осуществляющие мониторинг и анализ регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств. Проводимый анализ должен позволить обеспечить оперативное консультирование выпускников ПОО о возможностях трудоустройства.
В качестве инструмента для этого возможно использовать цифровую платформу ЦОПП, содержащую информационно-справочные материалы и документы по вопросам профориентации и трудоустройства, а также сведения о положении на рынке труда и предложения работодателей.
Кроме этого, необходимо обеспечить взаимодействие между ЦОПП субъектов Российской Федерации, в целях информирования о наличии вакансий по профессиям и специальностям для возможного трудоустройства выпускников ПОО.
3. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.05.1999 № 1283 «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2001 № 3366 «О программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» в субъектах Российской Федерации должны быть созданы Центры содействия трудоустройству. Задачи центров:
— взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);
— системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных условий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;
— психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;
— формирование банка вакансий выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
— повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.
4. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть организацию временных форм занятости выпускников (работа в качестве экспертов, сельскохозяйственные работы и другие временные работы), трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.
5. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО.
6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.
К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).
На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям. Такая помощь может включать вопросы: создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте, а также оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.
РУМЦ СПО должны обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей (по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях). Обращения к РУМЦ СПО должны быть возможны вне зависимости от территориальной принадлежности.
7. ПОО, РУМЦ СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос по включению целевой группы выпускников ПОО в комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию создания собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.
Б. Предлагаемые меры, направленные на продолжение обучения выпускников ПОО.
1. В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона №
Таким образом, выпускники, имеющие профессию, могут продолжить обучение по специальности.
2. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона №
Кроме этого, согласно части 1 статьи Федерального закона №
3. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона №
В этой связи руководителям ПОО необходимо провести анализ качественных параметров состава выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить среднее профессиональное образование и (или) профессиональное обучение, и обеспечить информирование о возможностях получения среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения.
Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместно с руководителями ПОО необходимо организовать работу по внесению изменений в государственные задания ПОО, по корректировке контрольных цифр приема на соответствующий учебный год (в случае необходимости) в целях продолжения обучения выпускников ПОО.
В. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет» (прилагается).
Приложение
к рекомендациям
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РЕСУРСОВ, КОТОРЫЙ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА, ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ САМОЗАНЯТОСТИ,
НАХОДЯЩИЙСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
№ |
Наименование |
Ссылка |
1. |
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» |
|
2. |
Универсариум (Проект ООО «Курсариум») |
|
3. |
20.35 Университет НТИ |
|
4. |
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» Министерства экономического развития Российской Федерации |
|
5. |
Общероссийская база вакансий Федеральной службы по труду и занятости |
|
6. |
Академия Ворлдскиллс Россия |
|
7. |
Группа компаний HeadHunter |
|
8. |
№euvoo. Онлайн-ресурс для поиска работы |
|
9. |
Агрегатор вакансий Jooble в России |
|
10. |
IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников |
|
11. |
Агрегатор вакансий |
|
12. |
Агрегатор вакансий |
|
13. |
Агрегатор вакансий |
|
14. |
Вакансии государственной службы |
|
15. |
Кадровое агентство |
|
16. |
Портал государственной службы занятости Республики Татарстан |
|
17. |
Компания «FutureToday» — работа для студентов и выпускников |
|
18. |
Академия Яндекса |
|
19. |
Проект содействия занятости студентов во время пандемии коронавируса (студработа.рф) |
|
20. |
Другие ресурсы, находящиеся в свободном доступе сети «Интернет» |