Письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-06-08/53388

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 июня 2020 г. N 24-06-08/53388

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В НЕРАБОЧИЕ ДНИ

Минфин России в связи с изданием в целях проведения военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г., а также общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации Указов Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 345 «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.» (далее — Указ N 345), от 1 июня 2020 г. N 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (далее — Указ N 354) настоящим сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 3 Указа N 345, абзацем вторым части 5 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (с учетом пункта 1 Указа N 354) 24 июня 2020 г. и 1 июля 2020 г. являются нерабочими днями.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) установлены различные требования к исчислению сроков осуществления различных действий, в том числе требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни <1>.

--------------------------------

<1> Исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются):

срок размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (не менее 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 1 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ), срок размещения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме (не менее 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 1 статьи 82.2 Закона N 44-ФЗ), продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.6 Закона N 44-ФЗ), срок размещения извещения о проведении запроса предложений в электронной форме (не менее 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 3 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ);

срок рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (часть 1 статьи 54.5, часть 2 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (часть 2 статьи 67, часть 5 статьи 69 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.4 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения окончательных предложений при проведении запроса предложений в электронной форме (часть 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ);

даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (часть 3 статьи 54.6 Закона N 44-ФЗ), проведения электронного аукциона (пункт 3 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ).

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, на положениях которого основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные положения предусмотрены статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указами N 345, N 354 нерабочие дни, — заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 44-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указами N 345, N 354.

1.2. Согласно положениям части 3 статьи 54.6, пункта 3 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, дата проведения электронного аукциона приходятся на нерабочий день, день проведения таких процедуры, аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

Учитывая изложенное, даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, проведения электронных аукционов (за исключением указанных в пункте 1.3 настоящего письма), приходящиеся на нерабочие дни, определенные в соответствии с Указами N 345, N 354, переносятся на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, а также срока, определенного частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ <2>.

--------------------------------

<2> То есть «Новая дата подачи окончательных предложений о цене контракта, новая дата проведения электронного аукциона» = «ближайший рабочий день» + «срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» + «срок „ожидания“, предусмотренный частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ».

Вышеуказанный перенос осуществляется операторами электронных площадок автоматически (с использованием электронных площадок) без дополнительных действий заказчиков, уполномоченных органов или уполномоченных учреждений (далее — заказчик).

1.3. Даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация, вышеизложенному в пункте 1.2 настоящего письма переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню.

1.4. Согласно части 2 статьи 54.7, части 5 статьи 69 Закона N 44-ФЗ срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе обусловлен выполнением предыдущего действия (направление заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещение на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона).

Таким образом, учитывая, что проведение процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, процедуры электронного аукциона и рассмотрение вышеуказанных вторых частей заявок являются последовательно совершаемыми взаимосвязанными действиями, заказчики в связи с вышеуказанным автоматическим переносом дат проведения процедур подачи окончательных предложений о цене контракта, электронного аукциона не осуществляют внесение изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части переноса срока рассмотрения вторых частей заявок, не осуществляют действия на электронной площадке по переносу срока рассмотрения вторых частей заявок.

При этом рассмотрение в связи с вышеизложенным вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 52.2 Закона N 44-ФЗ, не содержит признаков нарушения положений Закона N 44-ФЗ, поскольку положения статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ, регулирующей порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не устанавливают взаимосвязь между сроком рассмотрения таких вторых частей и датой, указанной в извещении о проведении такого конкурса.

1.5. Иные предусмотренные Законом N 44-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения контракта), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указами N 345, N 354, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

1.6. Согласно положениям статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытом в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.

Информационное взаимодействие таких банков и операторов осуществляется исключительно в электронной форме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626, а также требованиями к порядку такого взаимодействия, предусмотренными соглашением о функционировании электронной площадки в соответствии с подпунктом «и» пункта 29 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656.

Так, пунктом 4.1 типового соглашения о взаимодействии между оператором электронной площадки и банком, являющегося приложением N 1 к соглашению о функционировании электронной площадки, предусмотрена обязанность сторон обеспечить круглосуточный (без выходных, нерабочих праздничных дней) обмен информацией и документами.

Таким образом, в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указами N 345, N 354, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме, в связи с чем предусмотренное Законом N 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, в том числе в связи с подачей в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указами N 345, N 354, заявок на участие в закупках, осуществляется в обычном режиме и без изменения предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков таких блокирования, прекращения блокирования.

2. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), Минфин России считает возможным сообщить следующее.

Закон N 223-ФЗ также устанавливает требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни. В частности, исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются) сроки размещения извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, запроса предложений в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), запроса котировок в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства) (части 21, 23 статьи 3.2, пункты 3 и 4 части 3 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ соответственно).

2.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 223-ФЗ исключительно в рабочих днях, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указами N 345, N 354 нерабочие дни, — заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 223-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 223-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указами N 345, N 354.

2.2. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указами N 345, N 354, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

3. Дополнительно Минфин России информирует, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» в настоящее время, а также в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указами N 345, N 354, не применяются, поскольку Президентом Российской Федерации не принято решение об установлении нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

А.М.ЛАВРОВ

Возврат к списку

Реклама