Письмо от 22 июня 2020 г. № ВБ-1352/08
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2020 г. № ВБ-1352/08
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В целях соблюдения прав педагогических работников, привлекаемых к организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, Минпросвещения России рекомендует довести следующую информацию для ознакомления указанной категории педагогических работников с разъяснениями и методическими рекомендациями, направленными ранее в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:
разъяснения по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству (Зенькович П.С., письмо от 16 июля 2019 г. № ПЗ-741/06);
разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда (Басюк В.С., Меркулова Г.И., совместное письмо от 22 мая 2020 г. № ВБ-1107/08/235);
методические рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления от 25 мая 2020 г. МР 3.1/2.4.0185-20 «Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», направленные в Министерство письмом Роспотребнадзора (Брагина И.В., письмо от 28 мая 2020 г. № 02/10726-2020-23) (Грибов Д.Е., письмо от 29 мая 2020 г. № ДГ-575/06).
Минпросвещения России также обращает внимание, что статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя продлить или перенести отпуск на другой срок с учетом пожеланий работника в случаях, предусмотренных непосредственно указанной статьей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами организации.
Так, например, если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска, т.е. не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ), либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.
Положения о переносе отпуска по указанным выше основаниям и преимущественном праве работника выборе новой даты начала отпуска целесообразно предусматривать в коллективном договоре, поскольку несвоевременность предупреждения работника о его начале и несвоевременная оплата за время отпуска являются виной работодателя.
Статьей 124 ТК РФ запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Отзыв работника из отпуска в соответствии со статьей 125 ТК РФ допускается только с его согласия. При этом работнику предоставлено полное право выбора использовать неиспользованную в связи с этим часть отпуска в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединить к отпуску за следующий рабочий год.
Отзыв работника из отпуска и его согласие необходимо оформлять соответствующим распорядительным документом образовательной организации.
Денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы после выхода из отпуска, а средний заработок за дни отпуска, предоставленного в другое время, подсчитывается заново.
В соответствии со статьей 126 ТК РФ по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающая 28 календарных дней может быть заменена денежной компенсацией, в том числе и в период работы.
Работодатель может, но не обязан осуществлять такую замену части отпуска работника на денежную компенсацию.
Такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата: в виде компенсации за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы. Следовательно, для двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно по объективным причинам, если нет экономии фонда оплаты труда.
Кроме того, факт замены отпуска денежной компенсацией означает, что работник должен вместо отпуска исполнять свои должностные обязанности, а это во многих образовательных организациях невозможно, поскольку период отпусков работников, как правило, совпадает с каникулярным периодом для обучающихся или сокращением объема работы в летний период в дошкольных организациях, когда работа по должности может отсутствовать.
В некоторых случаях работники просят заменить часть отпуска денежной компенсацией, соглашаясь выполнять работу не по занимаемой должности, например, в оздоровительном лагере на оплачиваемой должности. В таких случаях нет необходимости осуществлять замену части отпуска на денежную компенсацию, поскольку законодательство не запрещает работнику в период его отпуска выполнять другую оплачиваемую работу.
Минпросвещения России просит обратить особое внимание на информирование педагогических работников и руководителей образовательных организаций с вышеизложенными положениями, а также рекомендует провести совместные с региональными отделениями Роспотребнадзора консультационные мероприятия как с работниками организаций, так и с представителями родительской общественности о правилах организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
В.С.БАСЮК