Письмо Минфина России от 22 сентября 2020 г. № 03-04-06/82897
Вопрос: Организация расторгла трудовой договор с работником по соглашению сторон в соответствии со ст. 78 ТК РФ. Соглашением была предусмотрена компенсация за неиспользованный отпуск. Кроме указанной компенсационной выплаты, данным соглашением была предусмотрена дополнительная выплата, которая не являлась компенсационной выплатой, в частности, не являлась выходным пособием, а также не являлась выплатой, направленной на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. Данная дополнительная выплата была названа именно дополнительной выплатой, а не компенсационной, так как исходя из сути правоотношений данная выплата являлась доплатой стимулирующего характера за получение согласия на расторжение трудового договора. Кроме того, соглашением о расторжении трудового договора с работником также было предусмотрено, что из дополнительной выплаты удерживается НДФЛ. Работник данное соглашение подписал, получил в день увольнения компенсационную выплату за неиспользованный отпуск и вышеуказанную дополнительную выплату за вычетом НДФЛ, а через некоторое время обратился в организацию с заявлением о выплате ему удержанного с дополнительной выплаты и перечисленного в бюджет НДФЛ. Должна ли организация удовлетворить заявление работника о выплате ему удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ с вышеуказанной дополнительной выплаты?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2020 г. № 03-04-06/82897
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ООО от 29.07.2020 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм выплат, производимых организацией при увольнении сотрудника, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Доходом физических лиц согласно статье 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договором, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Доходы налогоплательщика, не поименованные в статье 217 Кодекса, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
22.09.2020