Письмо Минфина России  от 28 октября 2020 г. № 03-07-09/93693

Вопрос: О документах, которые оформляются и регистрируются в книге покупок при приобретении услуг по воздушной перевозке работников к месту командировки и обратно, в целях вычетов по НДС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2020 г. № 03-07-09/93693

В связи с письмами по вопросу регистрации в книге покупок документов, выданных работнику организации при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС), уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 — 8 статьи 171 Кодекса.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее — Правила), при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

В настоящее время приказами Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», от 29 января 2008 г. № 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» утверждены формы авиационного пассажирского билета, маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции, выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которые являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

С 1 июля 2019 г. ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны выдавать покупателю кассовые чеки или бланки строгой отчетности, сформированные в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, обязаны при осуществлении ими расчетов в случаях, установленных данным законом, применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, и выдавать покупателю на бумажном носителе либо направлять в электронной форме кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ для целей указанного закона под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

Кроме того, пунктом 5.8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Учитывая изложенное, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях применения пункта 18 Правил в отношении приобретения услуг по перевозке работников организации к месту служебной командировки и обратно в графе 3 книги покупок, предназначенной для определения сумм НДС, принимаемых к вычету в установленном порядке, могут регистрироваться следующие документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой:

счет-фактура, выставленный налогоплательщику при выдаче проездных документов;

проездной документ, выданный в виде бланка строгой отчетности, сформированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 54-ФЗ;

проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России, в случае одновременной выдачи кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 54-ФЗ, или с включением в проездной документ реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), а именно: QR-код или дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа. При этом работник должен самостоятельно считать QR-код, скачать кассовый чек, распечатать и предъявить его налогоплательщику-работодателю.

Одновременно следует отметить, что на основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

В указанном случае при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируется счет-фактура либо проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России.

Одновременно обращаем внимание на то, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС, принимаемого к вычету в соответствии с пунктом 7 статьи 171 Кодекса (подпункт «к» пункта 6 Правил).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Н.А.КУЗЬМИНА

28.10.2020

Возврат к списку

Реклама