Письмо Минфина России от 12 февраля 2021 г. № 24-06-08/9591
Письмо Минфина России
от 12.02.2021 № 24-06-08/9591
«Об осуществлении закупок товаров у единственного поставщика в электронной форме»
В связи с поступающими вопросами об осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №
Положения части 12 статьи 93 Закона №
Об отнесении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона №
1.1. Закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона №
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 3 Закона №
Согласно части 5 статьи 242 Закона №
Таким образом, все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, вправе в установленном порядке участвовать в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона №
1.2. Согласно части 9 статьи 242 Закона №
Принимая во внимание, что согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона №
1.3. Согласно части 7 статьи 241 Закона №
Таким образом, извещение об осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона №
1.4. Учитывая, что закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона №
такие закупки учитываются в рамках объемов, предусмотренных пунктом 27 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656;
оператор электронной площадки в соответствии с частью 4 статьи 241 Закона №
О предельном размере цены контракта при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона №
Предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки составляет 3 млн. рублей. Предельный минимальный размер такой цены Законом №
При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона №
О создании комиссии по осуществлению закупок при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона №
Пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона №
О совместном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона №
Совместное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в соответствии со статьей 25 Закона №
О формировании участником закупки нескольких предварительных предложений о поставке товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 части 12 статьи 93 Закона №
формирует предварительное предложение о поставке товаров, из состава которого оператор электронной площадки впоследствии направляет конкретные заявки участника закупки различным заказчикам;
вправе внести в предварительное предложение изменения, которые применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
Таким образом, положениями части 12 статьи 93 Закона №
Формирование нескольких предварительных предложений положениями части 12 статьи 93 Закона №
Об изменении, продлении срока, отзыве предварительного предложения.
6.1. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 части 12 статьи 93 Закона №
Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона №
Учитывая изложенное:
продление и отзыв предварительного предложения являются различными (не одновременными и не тождественными) действиями, влекущими различные последствия;
продление предварительного предложения осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений в части срока его действия, предусмотренного подпунктом «и» пункта 1 части 12 статьи 93 Закона №
участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения в любой момент до его истечения;
срок, на который осуществляется такое продление, не может превышать одного месяца (может в том числе составлять менее одного месяца) с тем, чтобы срок действия предварительного предложения с учетом такого продления не превышал одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение, предусматривающего такое продление;
участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
6.2. По вопросу исчисления вышеуказанного одного месяца Департамент, учитывая положения части 1 статьи 2 Закона №
При определении окончания указанного числа месяца Департамент считает, что применимой является часовая зона участника закупки, осуществившего размещение предварительного предложения, поскольку такому участнику должен быть предоставлен вышеуказанный месяц в полном объеме.
Аналогичный подход предусмотрен в рамках разработанного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» («оптимизационный законопроект»).
Об указании участником закупки в одном предварительном предложении различных товаров, а также об указании заказчиком в одном извещении об осуществлении закупки нескольких товаров, обладающих различными значениями начальных цен за единицу, нескольких мест поставки.
Пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона №
Учитывая изложенную конструкцию, а также предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона №
возможность указания участником закупки в своем предварительном предложении несколько товаров, предлагаемых к поставкам (подпункт «а» пункта 1), множество мест их поставки (подпункт «з» пункта 1), различное количество товара в разрезе нескольких мест поставки (подпункт «ж» пункта 1), а также различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки (подпункты «е» и «л» пункта 1);
обязанность заказчика при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (подпункт «в» пункта 3).
При этом вышеуказанные положения не предусматривают указания различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки.
Реализация изложенной конструкции предполагает принцип «множественности» товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой «множественности» на стороне заказчика в целях обеспечения автоматизированного сравнения конкретных заявок, направленных из состава предварительных предложений разных участников закупки, с конкретной потребностью заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Указанный принцип «множественности» на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператором электронной площадки автоматически будут направлены заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения.
В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.
При этом неуказание срока (сроков) в соответствии с подпунктом «л» пункт 1 части 12 статьи 93 Закона №
Одновременно следует отметить, что указанный принцип «множественности» на стороне заказчика (так называемая «корзина») не может быть внедрен без его предварительной проработки и соответствующего нормативного закрепления, поскольку может привести к существенному ограничению количества участников закупки, не разместивших в составе предварительного предложения «комплект» различного товара, который может быть указан заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Об обеспечении конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №
Вопрос о специальном правовом регулировании в отношении обеспечения конфиденциальности такой информации в рамках требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 241 Закона №
Об отборе заявок оператором электронной площадки.
Согласно подпунктам «а» и «г» пункта 5 части 12 статьи 93 Закона №
определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона №
в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.
Заявка отбирается (в части цены за единицу товара и срока поставки) оператором электронной площадки, если:
минимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении, не превышает срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки;
срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не превышает максимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении;
цена единицы товара, указанная участником закупки в предварительном предложении, должна быть не более начальной цены единицы товара, установленной заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам — то есть, отбирает заявки содержащие «достаточное» «доступное» количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки.
При этом механизм «блокировки количества» осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества), механизм «блокировки» не применяется.
О количестве направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона №
Таким образом, количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара (не заблокированным в установленном порядке и соответствующим потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки).
О подписании усиленной электронной подписью заявок, направляемых оператором электронной площадки.
Требования к подписанию усиленной электронной подписью установлены в отношении предварительного предложения (пункт 1 части 12 статьи 93 Закона №
При этом требование к подписанию заявки, направляемой оператором электронной площадки из состава ранее подписанного участником закупки предварительного предложения, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №
О присвоении каждой заявке на участие в закупке порядкового номера.
Согласно подпункту «б» пункта 6 части 12 статьи 93 Закона №
Учитывая, что иного не определено, подлежат применению соответствующие подзаконные акты, принятые в соответствии со статьей 14 Закона №
При этом следует учесть, что частью 7 статьи 14 Закона №
Согласно пункту 4 приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказ применяется исключительно при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых закупки у единственного (подрядчика, исполнителя), предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона №
О заключении контракта с участниками закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона №
Следует отметить, что указанное не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в пункте 8 части 12 статьи 93 Закона №
Об электронном взаимодействии операторов электронных площадок с ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 93 Закона
В целях реализации указанных положений подлежит разработке и утверждению нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий требования к такому информационному взаимодействию. Такой акт в настоящее время не издан.
С учетом части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №
О внесении изменений в предварительное предложение в случае в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — каталог).
В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит специальных положений по указанному вопросу.
Вместе с тем, учитывая обязательность использования позиции каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога, в связи с чем предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения.
Департамент в настоящее время рассматривает вопрос о разработке изменений в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, определяющих порядок действий участников контрактной системы в рассматриваемом случае.
Директор Департамента Т.П. Демидова
Исп. Ивашкина А.С.
8(495) 983-38-88 (доб. 2466)