Письмо Минтруда от 5 мая 2021 г. № 15-0/ООГ-1560
Вопрос: О прохождении обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра работником, выполняющим работы с использованием ПК, и обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Роструда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2021 г. № 15-0/ООГ-1560
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Статьей 213 Кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения.
Также сообщаем, что частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №
Статьей 7 Федерального закона №
Следует отметить, что приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее — Порядок).
Кроме того, приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее — Перечень).
Необходимо отметить, что разделы I — V Перечня содержат перечень вредных и (или) производственных факторов производственной среды, при наличии которых на конкретном рабочем месте, установленных по результатам специальной оценки условий труда, проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, тогда как в разделе VI Перечня перечислены работы, при выполнении которых работник обязан проходить указанные осмотры.
Так, пунктом 4.2.5 раздела IV Перечня предусмотрен физический фактор «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)».
В этой связи поясняем, что, в случае если работник выполняет работы с использованием персонального компьютера и при этом уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает предельно допустимый уровень, данный работник не подлежит прохождению обязательного предварительного и (или) периодического медицинского осмотра по пункту 4.2.5 раздела IV Перечня.
Кроме того, в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов проведения оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Одновременно сообщаем, что согласно пунктам 5.2.71, 5.2.72, 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, вопросы, связанные с порядком проведения (прохождения) медицинского психиатрического освидетельствования, порядком прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников, отнесены к компетенции Минздрава России.
Также информируем, что приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Административный регламент).
В соответствии с пунктом 153 Административного регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде начальником уполномоченного структурного подразделения или его заместителями, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц уполномоченного структурного подразделения Роструда, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, рассматриваются заместителем руководителя Роструда — заместителем главного государственного инспектора труда в Российской Федерации.
Жалобы на действия (бездействие) и решения заместителей руководителя Роструда — заместителей главного государственного инспектора труда в Российской Федерации рассматриваются руководителем Роструда — главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, информируем, что в случае несогласия с действием (бездействием) должностных лиц Роструда Вы вправе подать жалобу в установленном Административным регламентом порядке.
Также информируем, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента условий и охраны труда на отдельный заданный вопрос.
Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА