Письмо Минфина России от 25 мая 2021 г. № 24-06-08/40268
Вопрос: Допускается ли в рамках закупки для муниципальных нужд поставка товара, бывшего в употреблении, если заказчик не установил требования к новизне товара, а сам товар соответствует заявленным характеристикам? Вправе ли заказчик при поставке бывшего в употреблении товара требовать уплаты неустойки или расторжения контракта? Правомерно ли решение заказчика о включении исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2021 г. № 24-06-08/40268
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение, направленное посредством электронной почты, по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 №
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, установленным статьей 12 Закона №
При этом должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона №
Учитывая изложенное, заказчики при осуществлении закупок исходят из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд при выполнении своих непосредственных функций, при этом несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством в сфере контрактной системы.
Положениями статьи 33 Закона №
Так, при описании в документации о закупке объекта закупки заказчиками указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также могут включаться спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования.
Вместе с тем пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона №
Таким образом, в случае, если заказчиком допускается закупка товара, бывшего в употреблении, указанное условие должно быть предусмотрено документацией о закупке.
При этом необходимо отметить, что согласно положениям Закона №
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона №
Согласно части 6 статьи 34 Закона №
Учитывая изложенное, заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту потребовать выплаты неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Также отмечаем, что согласно части 8 статьи 95 Закона №
Частью 9 статьи 95 Закона №
Порядок направления такого решения установлен частью 12 статьи 95 Закона №
Таким образом, Законом №
Департамент обращает внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона №
Согласно части 6 статьи 104 Закона №
С учетом изложенного вопрос о включении или невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принимается контрольным органом в сфере закупок исходя из всех обстоятельств дела.
Заместитель директора Департамента
Д.А.ГОТОВЦЕВ
25.05.2021