Письмо ФНС России от 25 августа 2021 г. № БС-4-21/11942@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 августа 2021 г. № БС-4-21/11942@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 20.08.2021 об определении налоговой базы по земельному налогу (далее — налог) в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о порядке определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее — площадь участка, приходящаяся на территорию муниципалитета), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 397 Кодекса в целях обеспечения полноты уплаты налога налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа (пункт 5 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Кодекса).
Для целей реализации полномочий налоговых органов Кодексом определены следующие источники сведений о площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета:
— сведения Единого государственного реестра недвижимости, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В составе сведений указывается код объекта административно-территориального деления, на территории которого находится земельный участок, в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления или код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (пункт 13 приложения № 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@);
— сведения, ранее представлявшиеся в налоговые органы органами местного самоуправления, о налогооблагаемых земельных участках, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №
Перечисленные нормы Кодекса не предусматривают право налогоплательщика по самостоятельному расчету площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета, и по представлению такого расчета в налоговый орган для применения при исчислении налога. Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК