Письмо Минфина России от 3 сентября 2021 г. № 02-07-10/71835
Вопрос: О передаче земельных участков, предоставленных ФГБУ в постоянное (бессрочное) пользование, в казну РФ и прекращении признания их в качестве активов в целях бухучета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2021 г. № 02-07-10/71835
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения от 28.07.2021 по вопросу классификации земельных участков в качестве активов и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (пункт 2 статьи 39.9 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №
Следует отметить: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка не по целевому назначению (статья 45 ЗК РФ).
С учетом изложенного, в случае если федеральное государственное бюджетное учреждение не обеспечивает использование земельного участка по целевому назначению, по мнению Департамента, указанный земельный участок должен быть передан в казну Российской Федерации.
Согласно пункту 36 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н, для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Вместе с тем пунктом 45 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 № 34н, определен перечень оснований выбытия с бухгалтерского учета объектов непроизведенных активов, в том числе при прекращении использования объекта непроизведенных активов вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям, в связи с которыми использование объекта непроизведенных активов по установленному при принятии его к бухгалтерскому учету назначению не представляется возможным.
С учетом изложенного для целей бухгалтерского учета прекращение признания в качестве активов земельных участков, предоставленных федеральному государственному бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования в целях выполнения уставных задач, возможно исключительно в случаях утраты федеральным государственным бюджетным учреждением возможности распоряжения ими (например, в результате изъятий либо в результате безвозвратной утраты земельных участков в результате стихийных бедствий).
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
03.09.2021