Письмо Министерства финансов РФ от 16 сентября 2021 г. N 02-06-10/75555

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 сентября 2021 г. N 02-06-10/75555

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо от 30.07.2021 и сообщает.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 79 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности активы, включая имущество государственной (муниципальной) казны, и обязательства подлежат инвентаризации.

Целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 143 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны.

При этом периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну, на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату (пункт 145 Инструкции N 157н).

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств для организаций бюджетной сферы установлены разделом VIII СГС «Концептуальные основы».

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом в рамках формирования своей учетной политики, определяемой в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 81 СГС «Концептуальные основы» установлены случаи обязательного проведения инвентаризации.

Пунктом 7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

При этом нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, не предусмотрена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.

Определение сроков проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета (с учетом специфики их вовлечения в хозяйственный оборот и применяемых методов учета) находится в сфере компетенции субъекта учета с соблюдением требования обеспечения достоверности данных бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности может проводиться до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в четвертом квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля, не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учитывая изложенное, проведение инвентаризации объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, путем сверки данных бюджетного учета с данными из реестра государственной (муниципальной) казны необходимо осуществлять не реже чем на отчетную дату (ежегодно).

Вместе с тем в целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, данным реестра государственной (муниципальной) казны субъекту учета предоставлено право устанавливать в рамках его учетной политики более частую периодичность проведения инвентаризации указанного имущества, например, поквартальную периодичность, либо на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

Возврат к списку

Реклама