Письмо Минфина России от 11 октября 2021 г. № 02-07-10/82124

Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете и налоге на прибыль при приобретении учреждением простой неисключительной лицензии на программный продукт по лицензионному договору.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2021 г. № 02-07-10/82124

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо федерального государственного учреждения от 1 сентября 2021 г. и сообщает.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также оценки конкретных хозяйственных операций. В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации полагает возможным обратить внимание на следующее.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы»), утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, устанавливает единые требования к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета для организаций бюджетной сферы. Понятие «нематериальный актив» раскрывается в п. 6 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГС «Нематериальные активы»).

Нематериальный актив подлежит признанию в бухгалтерском учете, если он отвечает критериям признания нефинансовых активов, установленным п. п. 35 — 37 СГС «Концептуальные основы» и п. 7 СГС «Нематериальные активы».

Приобретение по лицензионному договору простой неисключительной лицензии на программный продукт «1C: «Бухгалтерия государственного учреждения», используемый учреждением в своей деятельности, по определенной стоимости, поименованной в лицензионном договоре, в рамках которого субъекту учета предоставляются неисключительные права на неопределенный срок, отвечает критериям отнесения к объектам нематериальных активов в составе подгруппы нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, в отношении которых срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден.

Положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкции № 157н), введены соответствующие счета аналитического учета для учета неисключительных прав, признаваемых в составе нефинансовых активов в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок применения КОСГУ № 209н), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности.

В соответствии с пп. 11.5.3 п. 11 Порядка применения КОСГУ операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности) отражаются по подстатье КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования». Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.

В силу п. 93 Инструкции № 157н амортизация по нематериальным активам начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

Согласно п. 26 СГС «Нематериальные активы» начисление амортизации производится только по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования. По объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.

Срок полезного использования нематериального актива (неисключительного права) считается неопределенным, если нет возможности определить период, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).

В силу п. 35, п. 36 СГС «Нематериальные активы» по всем объектам, входящим в подгруппу «Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования», анализ возможности установления срока полезного использования проводится ежегодно. Комиссия устанавливает срок исходя из предполагаемого периода использования нематериального актива или права на использование нематериального актива (неисключительного права) в деятельности учреждения. В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается и способ амортизации.

По результатам инвентаризации объектов нематериальных активов в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности срок их полезного использования, в том числе объектов нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, уточняется в случае изменения факторов, указанных в п. 27 СГС «Нематериальные активы», и (или) условий их использования.

Реклассификация объектов нематериальных активов из подгруппы «Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования» в подгруппу «Нематериальные активы с определенным сроком полезного использования» отражается перспективно как изменение оценочных значений в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

В части учета для целей налогообложения прибыли организации расхода на приобретение по лицензионному договору простой неисключительной лицензии на программный продукт «1C: «Бухгалтерия государственного учреждения» Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на следующее.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в составе прочих расходов, связанных с производством или реализацией, учитываются затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 Кодекса, — менее 100 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 — 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http://www.minfin.gov.ru.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

11.10.2021

Возврат к списку