Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2022 г. N Ф02-7…
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2022 г. N Ф02-7874/21 по делу N А10-1762/2021
город Иркутск |
|
10 января 2022 г. |
Дело N А10-1762/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "437 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2021 года по делу N А10-1762/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении Федерального государственного казенного учреждения "437 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1150327000251, ИНН 0323386665, далее - госпиталь, учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, требования удовлетворены.
Учреждение, не согласившись решением и постановлением, в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права ( статья 2.9 КоАП РФ, статьи 6 , 41 , 57 , 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральные законы от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), неправильное применение норм процессуального права, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановление N 10, просит их отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы: суды не учли, что учреждение не занимается предпринимательской деятельностью, не имеет средств для уплаты штрафа и необоснованно не применили статью 2.9 КоАП РФ; согласно содержанию лицензии, учреждение полагало о наличии у него права на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Военный госпиталь указывает: в настоящее время он обратился с заявлением о получении лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи; его действия по оказанию такой помощи не причинили существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекли негативных последствий.
Отзыв на кассационную жалобу на дату судебного заседания в канцелярию суда округа не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 , 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Прокуратурой при рассмотрении поступившего обращения проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции при оказании услуг сторонним организациям и лицам, по результатам которой установлено, что учреждением оказываются платные медицинские услуги по тотальному эндопротезированию коленных суставов в отсутствие соответствующей лицензии.
06.04.2021 прокуратура вынесла постановление о возбуждении в отношении учреждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и на основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по указанной статье.
Удовлетворяя требование, суды исходили из доказанности прокуратурой факта совершения учреждением правонарушения, наличия оснований для привлечения к ответственности в виде штрафа в 40 000 рублей.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в проверяемый период регулировались Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 данного закона медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
Приложение к Положению об определении порядка лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, содержит Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 16.04.2012 N 291, в который включены в том числе, работы (услуги) по травматологии и ортопедии.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121. В соответствии с пунктом 4 части 3 данных требований работы (услуги) по травматологии и ортопедии в рамках лицензируемой медицинской деятельности могут оказываться в виде высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях.
Согласно приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" эндопротезирование коленного сустава является услугой по ортопедии и относится к видам высокотехнологичной медицинской помощи.
Исходя из положений указанных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Госпиталь имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 13.07.2020 N ФС-03-01-000435, в том числе на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по травматологии и ортопедии.
Оказание медицинской услуги по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, является лицензируемым видом деятельности.
Разрешение по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в лицензии госпиталя и выписке из реестра лицензий отсутствует.
Учреждение осуществляло в январе 2021 года платные медицинские услуги по тотальному эндопротезированию коленных суставов в отсутствие соответствующей лицензии.
Факт осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела, в том числе, постановлением от 06.04.2021, материалами проверки обращения проведенного прокуратурой, служебной запиской.
Все элементы состава правонарушения и правильность его квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждены материалами дела; существенных нарушений в процедуре производства по делу об административном правонарушении и нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не выявлено; штраф определен в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (40 000 рублей).
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, установлена, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению лицом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, в деле отсутствуют.
Основания для признания правонарушения малозначительным ( статья 2.9 КоАП РФ) для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением (часть 4.1.1 КоАП РФ) и исключительные обстоятельства ( пункт 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ) судами не установлены.
Данные факты соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
При исследовании и оценке доводов сторон и представленных в их обоснование доказательств, установлении фактических обстоятельств спора, предусмотренные главой 7 и статьей 205 АПК РФ требования, в том числе по распределению бремени доказывания имеющих значение для правильного разрешения дела фактов, судами соблюдены.
В связи с изложенным, суд округа считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения учреждением вменяемого ему административного правонарушения и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения требований прокуратуры.
Довод учреждения о том, что оно не занимается предпринимательской деятельностью со ссылкой на нормы ГК РФ и Закон N 7-ФЗ, противоречит установленным судами фактам получения госпиталем прибыли от осуществляемой медицинской деятельности.
При этом, правовой статус учреждения, как и отсутствие у него денежных средств для уплаты штрафа, не являются основаниями для его освобождения от какого-либо вида юридической ответственности.
Регулирующие спорные правоотношения нормы материального права истолкованы и применены судами к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам правильно.
Несоблюдения судами при этом правил оценки доказательств и положений статей 170 , 205 и 271 АПК РФ, суд округа не усматривает.
Оснований для иной оценки данных доводов и имеющихся в деле доказательств, установлении иных фактических обстоятельств у суда округа не имеется в силу его полномочий, определенных в статьях 286 , 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274 , 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2021 года по делу N А10-1762/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина
|