Письмо Минфина России от 21 марта 2022 г. N 02-07-10/21597
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2022 г. N 02-07-10/21597
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение федерального государственного унитарного предприятия (далее - Предприятие) по вопросам осуществления бюджетных инвестиций в целях создания объектов аэродромной инфраструктуры (порядка создания и передачи результатов произведенных бюджетных инвестиций, отражения в бюджетном учете), а также по вопросам налогообложения операций по передаче имущества, созданного в результате бюджетных инвестиций (письма от 19.11.2021, от 16.12.2021, от 28.12.2021) (далее - обращения), и сообщает.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также оценки конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации полагает возможным обратить внимание на следующее.
1. В части вопроса осуществления бюджетных инвестиций в рамках переданных полномочий государственного заказчика в лице федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация).
В соответствии с нормами статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Таким образом, увеличение уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, осуществляется вследствие закрепления за ними в установленном порядке созданных в результате бюджетных инвестиций объектов капитального строительства (приобретенных объектов недвижимого имущества). При этом вышеуказанное увеличение происходит с принятием к балансовому учету объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения после ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (завершения реконструкций в рамках произведенных бюджетных инвестиций).
Согласно информации, предоставленной в обращениях, реализация проектов по строительству (реконструкции) объектов аэродромной инфраструктуры осуществлялась Предприятием за счет бюджетных инвестиций в соответствии с Бюджетным кодексом (далее - инвестиции в объекты строительства).
Реализация отдельных инвестиций в объекты строительства в связи с длительностью их осуществления производилась в условиях различного нормативного регулирования порядка осуществления бюджетных инвестиций (за счет средств бюджетных инвестиций, полученных на расчетный счет Предприятия, в рамках исполнения части переданных функций Государственного заказчика, а также в рамках полномочий государственного заказчика в лице Росавиации по заключению и исполнению от имени Российской Федерации контрактов от лица Росавиации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты аэродромной инфраструктуры - гражданских аэродромов федерального значения, переданных Предприятию). При этом с 01.01.2022 в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 23.07.2021 N МХ-П19-100019 полномочия осуществления инвестиций в объекты строительства (как в целях завершения ранее инициированных инвестиций в объекты строительства, так и в целях осуществления новых инвестиций) передаются ФКУ (далее - ФКУ).
Указанные обстоятельства предусматривают формирование капитальных вложений в объекты строительства (реконструкции) у соответствующих субъектов учета: у Предприятия - в части произведенных им расходов в рамках инвестиций в объекты строительства (с расчетных счетов Предприятия); у Росавиации в лице Предприятия - в части капитальных вложений, произведенных Предприятием от имени Росавиации в рамках осуществления переданных полномочий государственного заказчика; ФКУ - в части капитальных вложений, произведенных при осуществлении бюджетных инвестиций (с учетом объема капитальных вложений в незавершенные объекты инвестиций аэродромной инфраструктуры - гражданские аэродромы федерального значения, по которым строительство (реконструкция) передано от Предприятия для завершения работ в ФКУ).
Согласно установленному порядку организации и ведения бюджетного учета передача капитальных вложений, сформированных при осуществлении инвестиций в объекты строительства, подлежит оформлению Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (код формы по ОКУД 0504101) (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н).
Следует отметить, что оформление передачи незавершенных расчетов по контрактам, заключенным Предприятием от имени Росавиации, новому государственному заказчику - ФКУ регламентируется условиями соответствующих контрактов и производится с учетом осуществляемых согласно Бюджетному кодексу бюджетных полномочий:
Предприятием - в части расчетов по дебиторской задолженности исполнителей (подрядчиков) по предоставленным авансовым платежам, а также по кредиторской задолженности за выполненные работы;
Росавиацией в части расчетов по доходам от предъявленных требований по штрафным санкциям (штрафам, неустойкам, пеням, начисленным согласно условиям контрактов).
Следует отметить: при принятии решения об увеличении уставного фонда Предприятия при закреплении за ним созданных в рамках бюджетных инвестиций объектов строительства (результатов реконструкций) следует учитывать полный объем произведенных за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в указанные объекты (результаты реконструкций) вне зависимости от того, кем на соответствующем этапе реализации бюджетных инвестиций осуществлялись полномочия государственного заказчика.
2. В части вопроса возможности распоряжения имуществом (имущественными правами), созданными в рамках реализации инвестиций в объекты строительства (оборудование к установке, материалы, интеллектуальные права на результаты проектных работ (подготовленные проекты, чертежи, проектная документация)), путем его передачи (письма Предприятия от 16.12.2021, от 28.12.2021) Министерство считает возможным отметить следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом N 161-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно статье 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия в том числе:
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
дает согласие в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий полномочий собственника имущества, в том числе согласования сделок с имуществом предприятия, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
Принимая во внимание, что собственником объектов аэродромной инфраструктуры - гражданских аэродромов федерального значения, в отношении которых осуществлялись бюджетные инвестиции, является Российская Федерация, а полномочия учредителя (собственника) в отношении Предприятия осуществляют Росавиация и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение о возможности передачи движимого имущества, созданного в рамках реализации Предприятием бюджетных инвестиций, не использованное при реализации в объекты строительства, находится, по мнению Министерства, в компетенции уполномоченных федеральных органов власти.
3. По вопросу порядка налогообложения прибыли организаций и налога на добавленную стоимость при изъятии собственником имущества, закрепленного за государственным унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, необходимо обратить внимание на следующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Имущество, созданное при реализации бюджетных инвестиций в рамках государственных контрактов, являясь объектами государственной собственности (в рассматриваемом случае - федеральной собственности), подлежит либо закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передаче в казну Российской Федерации. Следует отметить, что унитарное предприятие, получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, не несет фактических расходов по его приобретению. При том стоимость такого имущества не учитывается и в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Учитывая изложенное, при изъятии у унитарного предприятия имущества, находящегося у него на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, у данного унитарного предприятия не возникает доходов (расходов), учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Следует также отметить, что согласно положениям пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса при передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также сообщается, что в случае получения государственными и муниципальными учреждениями доходов в виде имущества по решению органов исполнительной власти всех уровней указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. На основании пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса товаром для целей Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
Таким образом, если при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, закрепленного за этим унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, перехода права собственности на это имущество не происходит, то объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
Директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.РОМАНОВ