от 28 апреля 2022 г. № ЕА-4-15/5257@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 апреля 2022 г. № ЕА-4-15/5257@
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 119 Кодекса предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налоговых деклараций (расчетов) в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пунктом 2 статьи 119 Кодекса за непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Согласно имеющейся судебной практике, для подтверждения направления в налоговый орган документа по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) налогоплательщику необходимо представить документ, формируемый оператором электронного документооборота (ЭДО) или разработчиком бухгалтерских учетных систем и содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) документа в электронном виде по ТКС.
Таким образом, в случае невозможности формирования и (или) направления налоговой отчетности по ТКС через оператора ЭДО в установленные Кодексом сроки по причинам, не зависящим от налогоплательщика, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Такими подтверждающими документами являются в том числе письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (расчетов) в периоды, соответствующие срокам представления налоговых деклараций (расчетов), установленным Кодексом.
При представлении налогоплательщиком подтверждающих документов до завершения камеральной налоговой проверки или до вручения акта налоговой проверки налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности, установленной пунктами 1, 2 статьи 119 Кодекса.
При представлении налогоплательщиком ходатайства о неприменении штрафных санкций, установленных пунктами 1, 2 статьи 119 Кодекса (с приложением подтверждающих документов), после вручения акта налоговой проверки такой налогоплательщик не привлекается к вышеуказанной ответственности.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам необходимо довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ