Письмо Минфина России от 5 мая 2022 г. № 02-06-10/41648
Вопрос: О необходимости возврата учреждением в бюджет остатка средств субсидии на государственное (муниципальное) задание.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2022 г. N 02-06-10/41648
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 30.12.2020 и сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с этим Департамент считает необходимым сообщить следующее.
Согласно подпункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должны определять в том числе возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае если государственное (муниципальное) задание является невыполненным (подпункт 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки предоставленной бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
Исходя из положений бюджетного законодательства возврат учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, предусмотрен только в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей.
Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из соответствующего бюджета определен положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы").
Доходы от предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания признаются доходами от безвозмездных поступлений, предоставляемых с условиями при передаче актива (пункт 25 СГС "Доходы).
Обращаем внимание, что условиями при передаче активов являются условия, которые устанавливаются передающей стороной при передаче активов, согласно которым будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне (пункт 6 СГС "Доходы").
Согласно пункту 54 СГС "Доходы" субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.
Доходы будущих периодов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения государственного (муниципального) задания (по мере выполнения условий при передаче актива).
Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, устанавливающих обязанность возврата в бюджет остатка средств субсидии на государственное (муниципальное) задание (в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет) в случае исполнения государственного (муниципального) задания. При этом остатки средств субсидии на государственное (муниципальное) задание могут использоваться учреждением на цели, ради которых оно создано, в соответствии с направлениями выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с этим обращаем внимание, что, в случае если учреждением принимается решение о перечислении собственных средств (чистой прибыли) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, данные перечисления признаются безвозмездными перечислениями и осуществляются за счет собственных средств учреждения.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ