Письмо Минфина России от 7 июля 2022 г. № 03-05-05-01/65424
Вопрос: Об установлении льгот по налогу на имущество организаций для застройщиков, инвестирующих средства в строительство детских образовательных объектов, и предложении по их освобождению от уплаты НДС.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2022 г. N 03-05-05-01/65424
Департамент налоговой политики рассмотрел письма и сообщает следующее.
По вопросу освобождения от уплаты налога на имущество организаций застройщиков, которые инвестируют средства в строительство детских образовательных объектов (школы, детские сады), на период строительства объектов капитального строительства
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок его уплаты, а также могут предусматривать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Кодекса).
Таким образом, вопрос об установлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков относится к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, вопросы государственной кадастровой оценки недвижимого имущества относятся к компетенции Росреестра.
По вопросу освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) застройщиков, инвестирующих средства в строительство детских образовательных объектов (школы, детские сады)
В настоящее время реализация детских образовательных объектов (школы, детские сады), построенных налогоплательщиком, являющимся инвестором и застройщиком при строительстве таких объектов, признается объектом налогообложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщики имеют право уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, на суммы НДС, предъявленные ими при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
В то же время подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
В связи с этим при принятии решения об освобождении от налогообложения НДС реализации детских образовательных объектов (школы, детские сады), построенных налогоплательщиком, являющимся инвестором и застройщиком при строительстве таких объектов, данные налогоплательщики будут лишены права на принятие к вычету сумм НДС, предъявленного по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам. Включение же таких сумм НДС в состав производственных затрат увеличит, соответственно, издержки и может привести к снижению рентабельности.
Также следует отметить, что реализация вышеуказанного предложения приведет к расширению перечня операций, освобождаемых от налогообложения НДС, и, соответственно, выпадающим доходам федерального бюджета.
Кроме того, принятие положительного решения по вопросу об освобождении от НДС реализации детских образовательных объектов (школы, детские сады), построенных налогоплательщиком, являющимся инвестором и застройщиком при строительстве таких объектов, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, являющимися инвесторами и застройщиками при строительстве иных объектов недвижимого имущества, что в конечном итоге приведет к дополнительным выпадающим доходам федерального бюджета.
При этом в обращении источники компенсации вышеуказанных выпадающих доходов федерального бюджета не определены.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение без определения источников компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
07.07.2022