Письмо Минфина России от 22 июля 2022 г. № 02-09-10/71271
Вопрос: О проведении проверок при установлении высшими исполнительными органами субъектов РФ и местными администрациями ограничений (особенностей) осуществления внутреннего финансового контроля.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 2022 г. N 02-09-10/71271
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 27.06.2022, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия) в том числе органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, а также то, что суть вопросов сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем по существу вопроса, изложенного в рассматриваемом обращении, полагаем необходимым выразить следующее мнение.
В соответствии с пунктом 5.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План), было разработано и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" (далее - постановление N 665).
Согласно требованиям пункта 1 постановления N 665 установлен мораторий на проведение Федеральным казначейством в рамках внутреннего государственного финансового контроля проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.
В соответствии с пунктом 5 постановления N 665 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, с учетом положений постановления N 665.
Кроме того, считаем необходимым сообщить, что отдельные высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местные администрации утвердили соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения (особенности) осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (например, постановление Правительства Алтайского края от 25.04.2022 N 135, распоряжение Правительства Амурской области от 26.04.2022 N 204-р, постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03.06.2022 N 355).
Одновременно сообщаем, что Минфином России в связи с поступающими запросами, а также в целях оказания методической поддержки было направлено органам внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации системное письмо Минфина России от 16.05.2022 N 02-09-08/44903, касающееся возможности корректировки планов контрольных мероприятий в связи с принятием в соответствии с пунктом 5 постановления N 665 высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями соответствующих мер по ограничению проведения проверок.
Департамент обращает внимание, что разъясняющие письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный характер. При этом в отношении вопроса, касающегося внесения изменений в планы контрольных мероприятий органов контроля в связи с введением моратория на осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Департамент сохраняет позицию, изложенную в указанном системном письме Минфина России.
Учитывая изложенное, принятие решения о введении моратория на проведение проверок, а также принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов местных администраций является полномочием высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местных администраций.
При этом стоит учитывать, что в соответствии с пунктом 18 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208, в утвержденный план контрольных мероприятий могут вноситься изменения в случаях невозможности проведения плановых контрольных мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при наступивших условиях обстоятельств);
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты;
выявлением в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы контрольного мероприятия, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, проверяемого периода, должностных лиц или структурных подразделений органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией (упразднением) объектов контроля.
Заместитель директора Департамента
С.С.БЫЧКОВ