Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина РФ от 01.04.2022 № 02-07-10/27359

Письмо Минфина РФ от 01.04.2022 № 02-07-10/27359

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 02.03.2022 по вопросу проведения ежегодной инвентаризации объектов имущества, составляющих государственную казну субъекта Российской Федерации, сообщает.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с этим Департамент считает необходимым сообщить.

Единые требования к организации бухгалтерского учета (в частности, вопросов инвентаризации), а также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета определяются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).

Основные требования организации ведения бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, получателей бюджетных средств, иных организаций, осуществляющих согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия ведения бюджетного учета, определяются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.

Вопросы организации проведения инвентаризации субъектом учета в рамках формирования его учетной политики установлены:

— федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»);

— федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 274н (далее — СГС «Учетная политика»);

— Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 № 07-01-389-95 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические рекомендации), не относятся к нормативному правовому акту, устанавливающему обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер (пункт 4 статьи 21 Закона № 402-ФЗ), в связи с чем при разработке субъектом учета порядка проведения инвентаризации в рамках установления его учетной политики положения Методических рекомендаций применяются по необходимости.

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (субъектом учета) самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации.

Обязательные требования по проведению инвентаризации активов (в том числе имущества, составляющего государственную казну) и обязательств определены положениями СГС «Концептуальные основы» и СГС «Учетная политика», в частности, обязательное проведение инвентаризации предусмотрено при передаче объектов нефинансовых активов в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также в целях подтверждения достоверности годовой отчетности.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона № 402-ФЗ активы (в том числе имущество, составляющее государственную казну) и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое в дальнейшем с данными регистров бухгалтерского учета. При этом основной целью проведения инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетную дату (пункт 79 СГС «Концептуальные основы»).

При определении субъектом учета порядка проведения инвентаризации имущества, составляющего государственную казну, необходимо учитывать особенности организации реестрового учета таких объектов.

В соответствии с пунктом 143 Инструкции № 157н в целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны. При этом периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

По мнению Департамента, проведение инвентаризации возможно как посредством сверки с данными государственных регистров, так и с применением иных способов контроля, в частности, (видео-) фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества, что не препятствует достижению установленных в законодательстве Российской Федерации целей инвентаризации.

Департамент обращает внимание, что инвентаризации подлежат объекты учета, учитываемые как на балансовых, так и на забалансовых счетах субъекта учета.

Порядок проведения инвентаризации имущества, учитываемого на забалансовых счетах, согласно пункту 9 СГС «Учетная политика» утверждается актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, в частности, в отношении:

— ценных подарков (сувениров), признаваемых в соответствии с положениями Гражданского кодекса объектами имущества, составляющими государственную казну субъекта Российской Федерации;

— объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (принятого выморочного имущества), до определения стоимостных оценок такого имущества;

— имущества, обращенного по решению суда в собственность субъекта Российской Федерации.

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, инвентаризация активов и обязательств проводится в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики, в целях составления годовой бюджетной отчетности. При этом нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, не предусмотрена обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года.

Департамент обращает внимание, что порядок проведения инвентаризации активов и обязательств должен включать порядок оформления результатов проведения инвентаризации.

Формы документов, которые обязательны при инвентаризации, утверждены Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению».

В целях отражения результатов проведения инвентаризации в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности документы, оформленные по результатам инвентаризации, подлежат своевременному представлению в бухгалтерскую службу субъекта учета.

Возврат к списку

Реклама