Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 5 октября 2022 г. № 02-09-10/96192

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 октября 2022 г. № 02-09-10/96192

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.09.2022, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия), в том числе органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также по разъяснению решений суда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.

Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.

Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, а также то, что суть вопросов сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства, на бланке учреждения, с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем по существу вопроса, изложенного в рассматриваемом обращении, полагаем необходимым выразить следующее мнение.

Основы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля установлены положениями главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Статьей 268.1 БК РФ установлено, что полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).

При этом статьей 9 Закона N 6-ФЗ установлены основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе иные полномочия в сфере внешнего муниципального Финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля (в том числе государственные (муниципальные) учреждения), в отношении которых формы (контрольные или экспертно-аналитические мероприятия) и методы (проверки, ревизии, обследования) осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля определяются в зависимости от установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, установлены статьей 266.1 БК РФ.

Считаем необходимым также отметить, что согласно части 1 статьи 11 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Таким образом, по мнению Департамента, контрольно-счетные органы муниципальных образований с обязательным соблюдением требований вышеуказанного законодательства Российской Федерации могут осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных и бюджетных учреждений исключительно в пределах полномочий, установленных БК РФ и Законом N 6-ФЗ, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

Заместитель директора Департамента

С. С. БЫЧКОВ

Возврат к списку

Реклама