Письмо Минздрава России от 27 декабря 2022 г. № 22-0/И/2-22583

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2022 г. № 22-0/И/2-22583

Министерство здравоохранения Российской Федерации по результатам проведенного 23 декабря 2022 года совещания по теме: "Результаты ведомственного контроля в сфере закупок за 2022 год. Обзор основных изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" направляет обзор основных нарушений и недостатков, выявленных Федеральным казначейством и Минздравом России по результатам контрольных мероприятий, проведенных в рамках ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а также требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации в 2022 году (далее - контрольные мероприятия):

 

1. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены

контракта, цены контракта, заключаемого с единственным

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК)

- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и финансовых условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (нарушение ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), например, использовались коммерческие предложения и государственные контракты, содержащие несопоставимые с планируемой закупкой по условиям и срокам поставки, гарантийным обязательствам);

- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставку идентичных и (или) однородных товаров, работ, услуг (нарушение ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в неисполненных государственных контрактах (нарушение п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

- при определении и обосновании НМЦК не применяются требования приказов Минздрава России о нормировании от 15 октября 2015 г. N 721, 15 октября 2015 г. N 722, от 29 августа 2017 г. N 577, от 11 мая 2022 г. N 314 (нарушение ст. 19 Закона N 44-ФЗ);

- при осуществлении закупок медицинских изделий не применяется Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минздрава России от 15 мая 2020 г. N 450н (при обосновании НМЦК в расчет включены цены единиц медицинских изделий, для которых установлено государственное регулирование цен, превышающие предельные отпускные цены, зарегистрированные в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия);

- при определении и обосновании НМЦК на поставку лабораторного оборудования, не подлежащего обложению (освобожденного от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) использованы коммерческие предложения, содержащие информацию о цене товара с учетом НДС, что в отдельных случаях повлекло дополнительное расходование средств (нарушение п. 9 приказа Минздрава России от 15 мая 2020 г. N 450н);

- при определении и обосновании НМЦК на лекарственные препараты не применяется Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н (при обосновании НМЦК на лекарственные препараты не используется минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных с одновременным применением методов, предусмотренных п. 2 Порядка);

- при определении и обосновании НМЦК не используются источники общедоступной информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, что приводит к завышению НМЦК относительно рыночных цен на идентичные товары, работ, услуги (нарушение ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

 

2. Исполнение контрактов

- осуществление приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, не соответствующих условиям контрактов, например, не соответствующая модель оборудования, технические параметры оборудования, состав комплектующих, страна происхождения товара, срок гарантийных обязательств (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);

- осуществление приемки и оплаты фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг, например, оплачены фактически не выполненные работы по ремонту помещений, по уборке помещений (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);

- изменение существенных условий контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, например, увеличение сроков исполнения контрактов по основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ, изменение цены контракта без определения дополнительного объема работ, замена страны происхождения товара (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

- неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов, а именно, неверно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), не осуществление претензионной работы (нарушение ч. 6, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

- нарушение сроков приемки и оплаты товаров, работ, услуг, например, отсутствовали документы, обязательные для приемки товаров, работ, услуг; отсутствовала экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; просрочка оплаты обязательств по контрактам составляет от 2 до 397 дней (нарушение ч. 13.1 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);

- допускались случаи длительного (до 380 дней) неиспользования закупленного дорогостоящего оборудования в соответствии с целями закупки, что повлекло уменьшение периода полезного использования поставленного товара (нарушение ст. 12 Закона N 44-ФЗ).

 

3. Ведение реестра контрактов/договоров

- не включение, несвоевременное включение информации и документов в реестр контрактов/договоров Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), включение недостоверной информации (нарушение ст. 103 Закона N 44-ФЗ, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ)

 

4. Применение национального режима при осуществлении закупок

- национальный режим не применяется или применяется с нарушением, а именно: при применении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, установленных Постановлением Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102; при применении запретов допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленных Постановлениями Правительства от 16 ноября 2015 г. N 1236, от 30 апреля 2020 г. N 616; при применении ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства от 30 ноября 2015 г. N 1289; при применении информация об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, утвержденных Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н (нарушение ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

 

5. Соблюдение требований, касающихся закупок у субъектов

малого предпринимательства, социально ориентированных

некоммерческих организаций (далее - СМП)

- не соблюдение минимальной доли закупок у СМП (нарушение ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ и ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

- несвоевременная публикация отчетов.

На основании изложенного, исходя из характера выявленных нарушений, допущенных при осуществлении закупок, руководителям учреждений, подведомственных Минздраву России, необходимо принять исчерпывающие меры по недопущению вышеуказанных нарушений, усилить контроль за соблюдением норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечить:

- при определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий соблюдение требований Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 мая 2020 г. N 450н;

- при определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов соблюдение требований Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н;

- при определении и обосновании НМЦК методом анализа рынка использование информации о ценах товаров, работ, услуг с сопоставимыми с планируемой закупкой коммерческими и (или) финансовыми условиями поставки, в том числе от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставку идентичных (однородных) товаров, работ, услуг;

- осуществление своевременной приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

- незамедлительное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае нарушения ими условий и сроков исполнения контрактов;

- осуществление своевременного введения в эксплуатацию и использования поставленных товаров.

В целях исполнения федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", просим организовать работу по своевременному заключению контрактов/договоров и принятию бюджетных обязательств в I квартале 2023 года.

Заместитель Министра

Н. А. ХОРОВА

Возврат к списку

Реклама