Письмо ФНС России от 13 марта 2023 г. № БС-3-21/3480@
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 марта 2023 г. № БС-3-21/3480@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 10.02.2023 по вопросу расчета налога на имущество организаций (далее - налог) и формирования перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение вопросов формирования Перечня.
Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Согласно статье 373 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу признаются объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Российской Федерации и принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученные по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 375 Кодекса, если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 Кодекса, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, следующих объектов недвижимого имущества:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Условием применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу в отношении объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их в Перечень, за исключением случаев, указанных в пункте 10 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период Перечень;
2) направляет Перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в Перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С учетом изложенного если сведения о находящихся в собственности организации или принадлежащих организации на праве хозяйственного ведения объектах недвижимости включены в Перечень, то эти объекты должны облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости при условии наличия сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
По вопросу об основаниях внесения сведений в Перечень, а также по вопросу внесения изменений в Перечень рекомендуем обращаться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий Перечень.
В свою очередь, для расчета налога налоговые органы используют сведения о правах на недвижимое имущество, предоставленные из ЕГРН в рамках информационного взаимодействия с органами Росреестра в соответствии с пунктами 4, 13 статьи 85 Кодекса.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С. Л. БОНДАРЧУК