Письмо Минфина России от 28 апреля 2023 г. № 02-10-13/40269
Письмо Минфина России от 28 апреля 2023 г. № 02-10-13/40269 О направлении Методических рекомендаций по организации внутреннего финансового аудита
18 мая 2023
Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации внутреннего финансового аудита (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации размешены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность / Бюджет / Бюджетный процесс / Контроль и аудит / Внутренний финансовый аудит / Стандарты и правила внутреннего финансового аудита / Разъяснения и рекомендации.
Просим обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до подведомственных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
A.M. Лавров
Методические рекомендации по организации внутреннего финансового аудита
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор) при организации внутреннего финансового аудита (далее - ВФА).
В целях настоящих Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных в федеральном стандарте ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденном приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н (далее - СВФА «Определения, принципы и задачи»).
I. Общие положения
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю того главного администратора (администратора), в котором он осуществляется:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий такого главного администратора (администратора)1, в том числе:
- внутреннего процесса главного администратора (администратора), осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (включая отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного учета), требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля);
- суждения о достоверности бюджетной отчетности (полноте, нейтральности и отсутствии существенных ошибок в информации, раскрываемой в бюджетной отчетности)2;
- оценки качества деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора), направленной на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности главного администратора (администратора) (качества финансового менеджмента), включая оценку исполнения бюджетных полномочий во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и оценку экономности и результативности использования бюджетных средств;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента (по совершенствованию качества исполнения бюджетных полномочий и предотвращению недостатков и нарушений), включая предложения по организации внутреннего финансового контроля, предложения по повышению результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения следующих решений и их влияния на повышение качества финансового менеджмента:
- решений руководителя главного администратора (администратора), принятых на основании информации, представленной субъектом ВФА (как содержащейся в заключениях субъекта ВФА, так и представленной вне рамок проведения аудиторских мероприятий (например, представленной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА);
- решений субъектов бюджетных процедур, принятых в целях выполнения решений руководителя главного администратора (администратора), а также принятых на основании информации о проведении и результатах аудиторских мероприятий, но не включенных в решения руководителя главного администратора (администратора).
В случае передачи отдельных полномочий главного администратора (администратора), в том бюджетных полномочий,3 другому главному администратору (администратору), соответствующие бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур) становятся объектами ВФА, осуществляемого главным администратором (администратором), которому переданы соответствующие полномочия (оформление передачи полномочий по осуществлению ВФА не требуется).
В случае передачи бюджетных полномочий4 иному юридическому лицу, не являющемуся главным администратором (администратором), при условии включения в договор (соглашение) о передаче бюджетных полномочий положения о необходимости осуществления таким юридическим лицом ВФА или действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА, и представление результатов их выполнения руководителю главного администратора (администратора), ВФА в отношении таких бюджетных полномочий в главном администраторе (администраторе), передавшем бюджетные полномочия, не осуществляется, так как соответствующие бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур) перестают быть их объектом ВФА.
В случае отсутствия указанных положений в договоре (соглашении) о передаче бюджетных полномочий субъект ВФА (при необходимости) может направить обращение соответствующему юридическому лицу о соответствии выполнения переданных бюджетных полномочий бюджетному законодательству Российской Федерации и иным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения. При этом в отношении переданных бюджетных полномочий юридическому лицу, не являющемуся главным администратором (администратором), ВФА главным администратором (администратором), передавшим бюджетные полномочия, не осуществляется.
В соответствии с пунктами 3 и 12 федерального стандарта ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н (далее - СВФА "Организация"), решение об организации ВФА в главном администраторе (администраторе) принимает единолично руководитель такого главного администратора (администратора).
При этом руководитель главного администратора (администратора) имеет право назначить (например, путем внесения изменений в должностной регламент (инструкцию) или устным поручением) должностное лицо (работника) главного администратора (администратора), ответственного за проведение анализа информации, необходимой для принятия решения об организации ВФА, а также подготовку проекта решения об организации ВФА.
Принимая решения о форме организации ВФА, следует руководствоваться следующими условиями (обстоятельствами), влияющими на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА:
1) степень обеспеченности ресурсами, в том числе:
- трудовыми и временными, исходя из квалификации должностных лиц (работников) и их должностных обязанностей, в целях определения отдельных должностных лиц (работников) или должностных лиц (работников) в составе структурных подразделений, обладающих профессиональными и специальными знаниями, опытом, навыками и умениями, другими компетенциями в сфере ВФА и регулирования бюджетного процесса и наделение полномочиями по осуществлению ВФА (привлечение к проведению аудиторского мероприятия) которых не повлияет на выполнение ими иных должностных обязанностей (например, не допускается объединение проведения аудиторского мероприятия и контрольного мероприятия, осуществляемого в рамках полномочий по контролю учредителя (ведомственного контроля в сфере закупок);
- материальными, в том числе в целях предоставления субъекту ВФА рабочего места (например, наличие возможности предоставления достаточного количества автоматизированных рабочих мест, позволяющих обеспечить доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры);
- финансовыми, в том числе в целях обеспечения деятельности аудиторской группы (например, включения эксперта в состав аудиторской группы на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора; обеспечения возможности применения аудиторской группой фото-, видео- и аудиотехники; предоставления ключей электронной цифровой подписи на USB-носителе, необходимых для осуществления посредством электронного документооборота подписания и направления обращений к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для осуществления ВФА);
2) возможность создания отдельной штатной единицы или структурного подразделения для осуществления ВФА в пределах установленной предельной штатной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора);
3) возможность образования субъекта ВФА на основе принципа функциональной независимости и принятия мер по минимизации угроз функциональной независимости, то есть:
- обеспечение непосредственного и исключительного подчинения уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению ВФА (далее - уполномоченное должностное лицо), или структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, руководителю главного администратора (администратора), а также невмешательства в деятельность субъекта ВФА третьих лиц (например, не допускается наделение полномочиями по осуществлению ВФА структурного подразделения в составе департамента (управления), осуществляющего бюджетные процедуры, в целях недопущения оказания влияния вышестоящими должностными лицами такого департамента (управления) на деятельность субъекта ВФА);
- отсутствие у субъекта ВФА конфликта интересов (например, не допускается осуществление ВФА субъектом ВФА - государственным гражданским служащим в отношении операций (действий) по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в случае его постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения);
- субъект ВФА в течение текущего и отчетного финансовых годов не принимал участия в организации (обеспечении выполнения), выполнении (операций) действий по выполнению бюджетных процедур главного администратора (администратора), в отношении которых проводится ВФА (например, не допускается привлечение субъекта ВФА в состав инвентаризационной комиссии в отчетном и текущем финансовых годах);
4) информация о выявленных бюджетных рисках (их причинах и возможных последствиях реализации) (например, на основе информации, отраженной в реестре бюджетных рисков, или информации, в соответствии с которой осуществляется выявление (обнаружение) бюджетных рисков согласно пункту 5 Приложения N 1 к федеральному стандарту ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение");
5) количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены (минимизированы, устранены) бюджетные риски (в том числе по результатам мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля) или устранены причины бюджетных рисков (например, определено 30 источников доходов бюджета, по 28 из которых обоснования прогноза поступления доходов (далее - ОПД) формируются по одной установленной форме, бюджетных рисков в ходе анализа информации, предусмотренной пунктом 5 Приложения N 1 к СВФА "Планирование и проведение", по операциям (действиям) по формированию 28 ОПД (то есть по однотипным операциям) не выявлено (обнаружено), то есть определено 93,3% однотипных операций (действий) по формированию ОПД из общего количества таких операций (действий), в отношении которых не выявлены (обнаружены) бюджетные риски, что следует учесть при определении трудозатрат на осуществление ВФА в отношении операций (действий) по формированию ОПД);
6) результаты проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий в отношении главного администратора (администратора) (в том числе в отношении организации и осуществления ВФА), а также информация о типовых нарушениях (недостатках), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, в целях определения объема наиболее частых нарушений (недостатков), характерных для операций (действий) по выполнению бюджетных процедур главного администратора (администратора) (например, в отношении главного администратора (администратора) не проводились в течение года контрольные мероприятия на предмет правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, при этом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений определены в качестве типовых нарушений случаи оплаты выполненных услуг в отсутствие оправдательных документов);
7) данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (например, низкий показатель, характеризующий соблюдение правил планирования закупок, может указывать на включение в план закупок необоснованных закупок, необоснованных начальных (максимальных) цен контрактов, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта);
8) объем и характер бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) самостоятельно, а также информация о переданных полномочиях в целях определения необходимых компетенций субъекта ВФА (например, в случае передачи бюджетных полномочий администратора доходов бюджета главному администратору (администратору), ВФА в отношении этих полномочий главным администратором (администратором), передавшим указанные полномочия, не осуществляется);
9) наличие подведомственных государственных (муниципальных) учреждений (государственных (муниципальных) предприятий), а также наличие сведений о влиянии результатов их финансово-хозяйственной деятельности на бюджетные процедуры главного администратора (например, подведомственные администраторы не в полном объеме формируют обоснования плановых (сметных) показателей, что сказывается на качестве формирования обоснований бюджетных ассигнований главным администратором; при наличии более двух подведомственных администраторов не допускается самостоятельное выполнение руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА (далее - упрощенное осуществление ВФА);
10) наличие заключенных (планируемых к заключению) контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов (например, заключено соглашение на получение межбюджетной субсидии, в соответствии с правилами предоставления которой установлены основания и порядок применения мер финансовой ответственности при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии);
11) возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов (например, субъектом ВФА одного главного администратора (администратора) привлекается к проведению аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главный бухгалтер второго главного администратора (администратора), при этом субъектом ВФА второго главного администратора (администратора) привлекается к проведению аудиторского мероприятия в отношении расходов бюджета на осуществление закупок товаров, работ, услуг сотрудник контрактной службы первого главного администратора (администратора);
12) осуществление руководителем главного администратора (администратора) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (например, не допускается упрощенное осуществление ВФА в случаях, когда руководитель главного администратора (администратора) не участвует в выполнении всех бюджетных процедур, в том числе в связи с передачей полномочий другим должностным лицам (работникам) по подписанию заявок на кассовый расход, бюджетных смет и других документов).
Принятое в текущем финансовом году решение об организации ВФА может быть изменено руководителем главного администратора (администратора) не ранее окончания финансового года, в котором принято данное решение, исходя из результатов повторного анализа вышеуказанной информации и с учетом установленных условий (требований) к форме организации ВФА.
II. Образование субъекта внутреннего финансового аудита
В соответствии с пунктом 5 СВФА "Организация" субъект ВФА может быть образован путем:
- создания и наделения структурного подразделения или наделения существующего структурного подразделения главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению ВФА;
- выделения отдельной штатной единицы для создания должности и наделения соответствующего должностного лица (работника) или наделения без выделения отдельной штатной единицы должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению ВФА.
Выбор иных организационных форм субъекта ВФА, в том числе наделение полномочиями по осуществлению ВФА более одного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) и (или) структурного подразделения главного администратора (администратора), не допускается.
В соответствии с пунктом 4 СВФА "Организация" с учетом результатов анализа условий (обстоятельств), влияющих на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА, образование субъекта ВФА допускается при одновременном соблюдении следующих требований:
1) возможность его обеспечения достаточными ресурсами для осуществления ВФА, в том числе трудовыми, временными, материальными и финансовыми;
2) возможность подчинения структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, или уполномоченного должностного лица исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора);
3) организация деятельности в соответствии с принципами ВФА:
- законность (например, осуществление действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");
- функциональная независимость (например, недопустимость вмешательства в деятельность субъекта ВФА путем установления условия по предоставлению заключения руководителю главного администратора (администратора) только после его согласования с субъектами бюджетных процедур);
- объективность (например, недопущение предубеждений и предвзятости в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и субъектов бюджетных процедур, обеспечивающих их организацию (обеспечение выполнения) и выполнение, в связи с осуществлением должностными лицами (работниками) субъекта ВФА ранее таких операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
- компетентность (например, наличие профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, необходимых для выявления существенных ошибок в информации, раскрываемой в бюджетной отчетности);
- профессиональный скептицизм (например, недопущение применения ввиду ограниченности временных ресурсов при проведении аудиторских мероприятий в качестве методов ВФА исключительно запроса и подтверждения);
- системность (например, недопущение отказа субъекта ВФА от периодического анализа бюджетных рисков по всем бюджетным процедурам ввиду ограниченности трудовых ресурсов);
- эффективность (например, недопущение необоснованного привлечения к проведению аудиторских мероприятий экспертов на основе государственного (муниципального) контракта в целях проведения аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности при наличии должностных лиц (работников) субъекта ВФА, соответствующих требованиям к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, установленным пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете");
- ответственность (например, недопустимость возложения ответственности за формирование неполных и недостоверных заключений на привлеченных к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов в связи с недостаточностью профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений субъекта ВФА для оценки выполнения указанными лицами поставленных субъектом ВФА задач в рамках аудиторских мероприятий);
- стандартизация (например, недопущение наличия в ведомственных (внутренних) актах, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, положений о проведении аудиторских проверок вместо аудиторских мероприятий).
В целях образования субъекта ВФА путем наделения полномочиями по осуществлению ВФА структурного подразделения главного администратора (администратора) необходимо обеспечить соблюдение вышеуказанных требований.
В соответствии с пунктом 7 СВФА "Организация" в целях образования субъекта ВФА в форме уполномоченного должностного лица кроме вышеуказанных требований, в том числе соблюдения принципов компетентности и ответственности, должно быть реализовано одно из следующих условий:
1) отсутствие возможности образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения (например, по результатам анализа установленной предельной штатной численности и фонда оплаты труда, временных и трудовых ресурсов);
2) наличие у должностного лица (работника) совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, необходимых для осуществления ВФА (например, наличие у должностного лица (работника) опыта работы в сфере ВФА и профессиональных знаний основ бюджетного процесса, полученных путем изучения правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, позволяющих получить профессиональные знания по всем бюджетным процедурам в ходе осуществления ВФА);
3) отсутствие необходимости образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения (например, по результатам анализа объема (структуры) бюджетных полномочий главного администратора (администратора) определено значительное количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены бюджетные риски или устранены причины бюджетных рисков).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 СВФА "Организация" принятое руководителем главного администратора (администратора) решение об образовании субъекта ВФА оформляется приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта ВФА.
Приказ (распоряжение) об образовании субъекта ВФА может содержать положения о его функциональной независимости, включая положение об обеспечении его подчинения непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора), в том числе в целях обеспечения невмешательства в деятельность субъекта ВФА субъектов бюджетных процедур.
Также при организации ВФА в целях недопущения ограничения доступа к информации, необходимой для осуществления ВФА, от имени руководителя главного администратора (администратора) всем структурным подразделениям, в отношении которых осуществляется ВФА, может быть направлено письмо (поручение) руководителя главного администратора (администратора) о неукоснительном соблюдении законных требований субъекта ВФА (членов аудиторской группы).
Допускается двойное наименование должности уполномоченного должностного лица в случае, когда возложение функций по осуществлению ВФА на такое должностное лицо (работника) предусмотрено штатным расписанием.
В случае образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения главного администратора (администратора) в его наименовании и положении не указывается организация и (или) осуществление внутреннего финансового контроля, так как возложение на субъект ВФА таких функций (полномочий) противоречит принципу функциональной независимости (за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля ответственны субъекты бюджетных процедур).
Руководителем субъекта ВФА является руководитель структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, либо уполномоченное должностное лицо.
III. Передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
Передача администратором полномочий по осуществлению ВФА главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора (вне зависимости от иных бюджетных полномочий, в том числе полномочий главного администратора другого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации), в соответствии с положениями пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является правом, но не обязанностью администратора (например, в случае, если территориальные органы, подведомственные главному администратору средств федерального бюджета, осуществляют полномочия получателей средств федерального бюджета и (или) администраторов доходов федерального бюджета, полномочия по осуществлению ВФА могут быть переданы такому главному администратору средств федерального бюджета в полном объеме, в том числе в отношении полномочий главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 СВФА "Организация" с учетом результатов анализа условий (обстоятельств), влияющих на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА, решение о передаче полномочий администратора по осуществлению ВФА может быть принято в одном из следующих случаев:
1) невозможность одновременного обеспечения субъекта ВФА достаточными ресурсами для осуществления ВФА, подчинения структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, или уполномоченного должностного лица исключительно и непосредственно руководителю администратора и организации деятельности субъекта ВФА в соответствии с принципами ВФА (например, субъект ВФА с учетом предельной штатной численности возможно создать только в форме уполномоченного должностного лица при этом в связи с большим количеством операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и невозможностью привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главных администраторов (администраторов) и экспертов создается угроза реализации принципов профессионального скептицизма, компетентности и системности);
2) отсутствие необходимости образования субъекта ВФА (например, по результатам анализа объема и характера бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) самостоятельно);
3) наличие информации о выявленных нарушениях при исполнении бюджетных полномочий, в том числе полномочий по осуществлению ВФА (например, по результатам экспертно-аналитических мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главного администратора (администратора) выявлено отсутствие применения субъектом ВФА риск-ориентированного подхода при планировании аудиторских мероприятий).
Руководитель администратора в случае наличия возможности передачи полномочий по осуществлению ВФА согласовывает решение об их передаче с руководителем главного администратора (администратора), которому передаются полномочия по осуществлению ВФА.
В соответствии с пунктом 18 СВФА "Организация" согласование решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА оформляется одним из следующих способов:
1) подписание соглашения о передаче полномочий;
2) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий, в том числе их визирование (подписание) обеими сторонами;
3) оформление документа с грифом (листом) согласования;
4) оформление протокола.
В случае если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено (согласовано) одним из вышеуказанных способов, то это означает отказ главного администратора или администратора от принятия полномочий по осуществлению ВФА. При этом выполнение каких-либо процедур по оформлению отказа от принятия полномочий по осуществлению ВФА не предусмотрено.
При условии согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА рекомендуется обеспечить доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий администратором, передавшим полномочия по осуществлению ВФА, и (или) содержащим информацию о его операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, субъекту ВФА главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению ВФА.
IV. Упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита
В соответствии с пунктом 9 СВФА "Организация" и с учетом результатов анализа условий (обстоятельств), влияющих на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА, в целях принятия решения об упрощенном осуществлении ВФА должны быть реализованы одновременно следующие условия:
1) невозможность одновременного обеспечения субъекта ВФА достаточными ресурсами для осуществления ВФА, подчинения структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, или уполномоченного должностного лица исключительно и непосредственно руководителю и организации деятельности субъекта ВФА в соответствии с принципами ВФА (например, с учетом предельной штатной численности и фонда оплаты труда и необходимости соблюдения принципа компетентности);
2) отсутствие оформления (согласования) главным администратором (администратором) передачи полномочий по осуществлению ВФА администратора (соглашением, служебными письмами о согласовании передачи полномочий, в том числе их визирования (подписания) обеими сторонами, оформлением документа с грифом (листом) согласования или протокола) при условии инициирования администратором согласования с главным администратором и всеми подведомственными ему администраторами решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА;
3) выполнение руководителем главного администратора (администратора) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (например, руководителем не переданы полномочия его заместителям или иным должностным лицам по подписанию сформированных в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документов, в том числе по утверждению бюджетной сметы и годовой (квартальной) бюджетной отчетности);
4) наличие не более двух подведомственных администраторов и не более трех бюджетных и (или) автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с пунктом 14 СВФА "Организация" в целях реализации решения об упрощенном осуществлении ВФА руководитель главного администратора (администратора) принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления ВФА, в том числе организует и осуществляет внутренний финансовый контроль во всех бюджетных процедурах главного администратора (администратора), решает задачи ВФА, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля и повышение качества финансового менеджмента в соответствии с пунктами 14 и 16 СВФА "Определения, принципы и задачи" (например, устанавливает (определяет) достаточность, актуальность и соответствие правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, правовых актов и документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению операций (действий) по выполнению бюджетных процедур).
Руководителем главного администратора (администратора), принявшим решение об упрощенном осуществлении ВФА, субъект ВФА не создается, аудиторские мероприятия не проводятся, составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий не осуществляется, программы аудиторских мероприятий не утверждаются, а также не привлекаются эксперты, должностные лица (работники) главного администратора (администратора) к проведению аудиторских мероприятий, не осуществляется подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА. Также не применяется требование о ведении реестра бюджетных рисков.
V. Ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового аудита
Ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление ВФА, издается в целях реализации уже принятого решения об образовании субъекта ВФА и может содержать положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА, а также определять особенности их применения, но не дублировать положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов ВФА (например, выбор утвержденной решением формы организации ВФА не требует пояснений в вышеуказанном акте). При этом допускается указание отдельных положений федеральных стандартов ВФА при условии их дополнения в контексте специфики организации данного субъекта ВФА.
Субъект ВФА при формировании ведомственного (внутреннего) акта, обеспечивающего осуществление ВФА, должен придерживаться принципов функциональной независимости (в том числе невмешательства структурных подразделений главного администратора (администратора) и внешних организаций в работу субъекта ВФА) и стандартизации (например, недопущение назначения распоряжением руководителя главного администратора (администратора) планового аудиторского мероприятия взамен (или в дополнение) к утверждению программы аудиторского мероприятия руководителем субъектом ВФА, так как обязанность по планированию деятельности ВФА, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий, возлагается на руководителя субъекта ВФА, а не руководителя главного администратора (администратора).
В случае принятия решения об упрощенном осуществлении ВФА указанное решение является ведомственным (внутренним) актом, обеспечивающим осуществление ВФА, предусмотренным пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, издание иного ведомственного (внутреннего) акта, обеспечивающего осуществление ВФА, в том числе содержащего особенности осуществления ВФА, определенные пунктом 13 СФВА "Организация", не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 СВФА "Организация" принятое руководителем главного администратора (администратора) решение об упрощенном осуществлении ВФА оформляется одним из следующих способов:
- приказом или распоряжением об упрощенном осуществлении ВФА;
- внесением в правовой акт, определяющий обязанности руководителя главного администратора (администратора), должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) и (или) в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора), положений, предусмотренных пунктом 14 СВФА "Организация".
В случае принятия решения о передаче администратором полномочий по осуществлению ВФА ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление ВФА:
- администратором, передавшим полномочия по осуществлению ВФА, не издается;
- главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению ВФА, должен содержать положения, определенные пунктом 19 СВФА "Организация".
------------------------------
1 Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) определены положениями статей 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в том числе отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
2 Требования полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок, означающих достоверность информации, определены пунктами 67, 68 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н.
3 Например, передача бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", централизация закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4 Например, передача бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.